какие такси выкупил яндекс

«Яндекс» решил купить сервис такси «Везёт» без согласования с Mail.Ru

755631800828158

Суть сделки

Созданная путем слияния бизнесов «Яндекс.Такси» c Uber в России и шести соседних странах компания MLU B.V. (далее «Яндекс.Такси») договорилась о приобретении кол-центров и программного обеспечения ГК «Везёт» (управляет сервисами заказа такси «Везёт», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi). Об этом говорится в поступившем в РБК совместном заявлении компаний.

Согласно условиям сделки, «Яндекс.Такси» в течение трех лет вложит около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России. Половина этой суммы будет направлена на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, а остальное — в реализацию программ поддержки местных таксопарков и водителей.

После закрытия сделки водители и таксопарки, сотрудничавшие с группой «Везёт», перейдут на единую технологическую платформу «Яндекс.Такси», то есть смогут принимать заказы от пользователей всех сервисов, входящих в компанию. При этом пользователи сервисов смогут заказывать поездку, как и прежде, через приложения Rutaxi и «Везёт». «Приложения и кол-центры с телефонными номерами останутся. Мы понимаем, что у «Везёт» много лояльных пользователей, которые привыкли к нему. Водители перейдут на общую платформу «Яндекс.Таксометр», то есть смогут принимать заказы и из «Яндекс.Такси», и из Uber, и из «Везёт», — пояснил РБК представитель «Яндекс.Такси».

Закрыть сделку «Яндекс.Такси» и ГК «Везёт» — в случае получения одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — планируют до конца 2019 года. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что ведомство пока не получило ходатайство от компаний.

Участники сделки

Компания MLU была зарегистрирована в Нидерландах в феврале 2018 года. До сих пор «Яндексу» принадлежали 59,3%, Uber — 36,6%, оставшиеся 4,1% были распределены между сотрудниками компании. После завершения сделки с ГК «Везёт» доли изменятся следующим образом: у «Яндекса» будет 56,2% компании, у Uber — 35%, у сотрудников — 5,3%, у акционеров ГК «Везёт» — 3,6%.

Группа компаний «Везёт» была создана в 2017 году в результате объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (бренды «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). На данный момент группа оказывает услуги в 123 городах. У «Везёт» зарегистрировано множество юридических лиц в регионах, структура собственности не раскрывается. Представители группы лишь сообщают, что у нее нет контролирующего акционера, среди ее владельцев — фонды под управлением UFG Private Equity, Almaz Capital, а также бывшие акционеры Fasten и «Везёт».

Перспективы

Представитель «Яндекса» среди целей сделки назвал следующие: ускорить развитие такси в регионах, улучшить безопасность поездок, расширить поддержку региональных таксопарков и водителей.

По словам партнера UFG Private Equity Артура Акопьяна, сделка позволит получать преимущества от цифровых технологий «Яндекса» широкой аудитории, а не только владельцам смартфонов. Речь о навигационном сервисе, алгоритмах, гибком ценообразовании и т.д.

Группа «Везёт» принимала заказы в первую очередь по телефону и явно проигрывала в конкуренции, указал ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Он уверен, что технологические компании сейчас находятся в более выгодной конкурентной позиции, чем традиционные бизнесы во многих офлайновых отраслях, в том числе и такси. «Логично, что компании, которым не удалось выстроить свою технологическую базу, присоединяются к более успешным игрокам», — отметил Казарян.

Основываясь на оценке Аналитического центра при правительстве, Карен Казарян считает, что после завершения сделки «Яндекс.Такси» может занять порядка 22–23% всего рынка такси.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, для «Везёт» сделка означает дополнительные инвестиции и доступ к базе заказов «Яндекс.Такси». «Яндекс», в свою очередь, приобретает активы крупнейшего конкурента и будет представлен практически по всей стране, что ведет к повышению маржинальности компании», — уверен он. Либин напоминает, что рынок заказа такси уже насыщен и сейчас идет естественный процесс его консолидации. «Однако консолидация приведет к росту среднего чека, так как конкуренция будет снижаться и сервисам не нужно будет бороться за клиента путем снижения стоимости поездки», — считает аналитик.

«Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. ФАС не допустит создание монополий. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе», — заявил основатель и гендиректор Gett Дэйв Вайсэр.

Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, напротив, уверен, что обсуждаемая сделка никак не повлияет на рынок. «Она решает внутренние проблемы компаний. Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случае с предыдущими сделками на рынке», — пояснил он. По словам Стенникова, федеральные агрегаторы уже присутствуют в большинстве городов. В городах с населением более 1 млн человек через приложение поступает до 75% заказов. «Но заказ по номеру телефона остается востребован. Наш опыт показывает, что люди чередуют способы заказа такси в зависимости от ситуации», — отметил представитель «Максим».

Источник

«Яндекс.Такси» отозвало ходатайство о покупке компании «Везёт»

755856626771620

«Яндекс.Такси» отозвал ходатайство о приобретении группы компаний «Везёт» (сервисы «Такси Сатурн», «Везёт», Fasten и Red Taxi). Об этом РБК сообщил представитель сервиса.

Решение обусловлено тем, что компания хочет пока сосредоточиться на поддержке текущих партнеров — водителей и таксопарков в условиях снижающегося спроса на рынке, сообщил источник, близкий к «Яндекс.Такси».

Представитель пресс-службы ФАС России подтвердил РБК, что компания отозвала ходатайство.

755856542883695

Вскоре после этого «Яндекс.Такси» подал ходатайство в ФАС, но в октябре отозвал его и направил новое. В пресс-службе «Яндекса» поясняли, что это связано с изменением структуры сделки: в ее периметр были внесены новые объекты собственности «Везёт», в частности, сервис заказа грузоперевозок «Везёт Добро». Глава ФАС Игорь Артемьев в интервью агентству «РИА Новости» заявлял, что ведомство даст согласие на сделку, если доля «Яндекс.Такси» и «Везёт» не превысит 50% на рынке такси. Впоследствии «Яндекс» вновь отозвал ходатайство, чтобы дополнить его новыми сведениями о состоянии конкуренции на рынке. В этот раз агрегатор не подал новое ходатайство, сообщил представитель «Яндекс.Такси».

755855732191220

Ранее, 30 марта, московский дептранс отчитался о падении трафика — за последние три недели на московских дорогах стало на 70% меньше транспорта. Мэрия Москвы также отметила снижение пассажиропотока, на дорогах на 56% упало число пользователей каршеринговых сервисов и на 48% — такси. Пассажиропоток в метро упал на 77%, в общественном транспорте — на 69%, на 59% — в пригородных электричках. Из-за эпидемии коронавируса московские таксисты попросили столичные власти разрешить им бесплатную 20-минутную стоянку. Они объяснили это тем, что водители переключились с пассажирских перевозок на доставку товаров и еды.

Источник

«Яндекс.Такси» купит активы группы компаний «Везет»

Сервис «Яндекс.Такси» сообщил, что договорился о покупке программного обеспечения (ПО) и колл-центров группы «Везет». Представитель «Везет» это подтвердил.

РБК ранее называл основными юрлицами ГК «Везет» ООО «Фастен рус» и ООО «Столица ДС». Бенефициар обоих юрлиц – кипрская Fasten Cy Limited. По данным кипрского реестра, у структур UFG суммарно 33,81% в кипрской компании, она крупнейший акционер.

На рынке такси ключевую роль играют технологии и доступ к капиталу, говорит партнер UFG Private Equity Артур Акопьян: «Яндекс», с моей точки зрения, – это великая компания, и такой сценарий [сделка ГК «Везет» и «Яндекс.Такси»] нас, как финансового инвестора, устраивает».

Может ли конкурент заблокировать сделку

После объявления «Яндекса» о сделке с активами «Везет» представитель MRG заявил: «Мы считаем выпущенный анонс преждевременным». По его словам, по соглашению о займе у MRG есть право вето на отчуждение ключевых активов «Везет». «Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие MRG», – утверждает представитель последней. Такого согласия, по его словам, она не выдавала.

Право конвертации долга в акции «Везет» и право вето MRG на продажу активов этой компании истекает в конце июля, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к акционерам MRG. Срок выплаты долга дольше, говорит он, но детали не раскрывает. При этом у «Везет» нет возможности в одностороннем порядке досрочно погасить долг, чтобы аннулировать право вето, настаивает собеседник «Ведомостей».

Представитель «Везет» уверяет, что группа не нарушает условий займа предстоящей сделкой. Заем, по словам собеседника, будет возвращен MRG на взаимовыгодных условиях. Представитель «Яндекса» не стал комментировать вопросы об отношениях покупаемого им актива и MRG.

MRG одолжила деньги «Везет», чтобы обеспечить возможность получить долю в компании, объясняет источник, близкий к акционерам MRG. Но в итоге группа сочла актив переоцененным. Собеседник «Ведомостей», близкий к акционерам «Везет», предполагает, что у MRG были ограничены ресурсы в условиях множества инвестпроектов.

Что получит «Яндекс»

«Везет» называет себя одним из крупнейших агрегаторов заказа такси, он работает более чем в 100 городах России, в Казахстане и Чехии. Группа создана в 2017 г. после объединения сервисов Fasten Russia (бренды «Сатурн» и RedTaxi) и «Везет» (RuTaxi, «Лидер», «Везет»).

Сделка предполагает продажу именно ПО и колл-центров, так как в периметр входят не все активы «Везет», пояснил источник, близкий к акционерам этой группы. Например, «Яндекс» четко обозначил интерес именно к российскому бизнесу «Везет», поэтому в сделку не входит бизнес компании в других странах. Также, по его словам, в сделку не войдет сервис грузоперевозок «Везет добро».

Аналитический центр при правительстве России оценивал долю «Везет» на рынке страны в 12,3% на середину 2017 г., напоминают аналитики «ВТБ капитала». С тех пор, по их мнению, доля этого сервиса снизилась и вряд ли сейчас превышает 10%. Долю «Яндекса» на российском рынке они оценивают в 25% по итогам 2018 г. С учетом того, что и без сделок рыночная доля «Яндекс.Такси» в текущем году растет, у объединенных «Яндекс.Такси» и «Везет» может быть около 40% рынка такси в России, оценивают аналитики. «Ситимобил» лишь недавно начал работать в регионах, но в Москве его доля, по оценке столичного департамента транспорта на конец 2018 г., составляет 24,5%.

Представитель «Яндекс.Такси» заявил, что не планирует изменения тарифов в связи со сделкой с группой «Везет».

Источник

«Яндекс.Такси» придумал, как купить конкурента вопреки запрету властей

«Яндекс.Такси» покупает активы группы «Везет»

Как «Яндекс.Такси» пытался купить «Везет»

Сделка требовала согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Против выдачи разрешения на осуществление данной сделки выступал конкурент – сервис такси Gett.

Бывший глава ФАС Игорь Артемьев также выражал беспокойство относительно возможного ограничения конкуренции и предполагал, что, в зависимости от региона, ведомство может обязать владельцев «Везет» продать свои активы конкурентам «Яндекс.Такси».

В общей сложности «Яндекс.Такси» четыре раза направлял ходатайства в ФАС на покупку активов группы «Везет». Трижды компания сама отзывала свои ходатайства, меняя структуру сделки и предлагая ведомству собственную методику оценки рынка такси.

В апреле 2020 г. компания «Яндекс.Такси» отзывала свое ходатайство, так как в условиях пандемии коронавируса хотела сконцентрироваться на поддержке своих нынешних партнеров: водителей и таксопарков.

Однако в мае 2020 г. было подано очередное четвертое по счету ходатайство. Но оно было отклонено ФАС. Ведомство посчитало, что в случае слияния объединенная компания будет иметь долю на рынке заказа такси в размере 70% на всей территории России, свыше 80% в границах 19 субъектов и свыше 50% в границах 32 субъектов федерации.

depositphotos300785136s

В «Яндекс.Такси» заявляли о своем несогласии с выводами ФАС. В группе «Везет» предупреждали, что без осуществления сделки с «Яндекс.Такси» у компании не будет возможность получить необходимые инвестиции в размере 8-9,5 млрд руб., а это, в свою очередь, приведет к массовым сокращениям.

Почему сейчас сделка не потребует разрешения от властей

Сейчас в «Яндекс.Такси» заявили, что балансовая стоимость приобретаемых активов «Везет» попадает в диапазон, не требующий согласования с ФАС. В отличие от прошлой сделки, в этот раз «Яндекс.Такси» не будет приобретать ПО группы «Везет», а сама сделка будет распространяться на ограниченное число регионов.

В «Яндекс.Такси» сообщили, что интеграция с группой «Везет» будет разбита на этапы по географии и срокам. График интеграции будет отдельно анонсирован для каждого региона. Благодаря сделке «Яндекс.Такси» улучшит клиентский сервис и ускорит развитие логистической платформы, в частности, предложит экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов.

Пользователи «Везет» смогут, как и раньше, заказывать такси по телефону. Для заказа такси через приложение им будет предложено установить приложение «Яндекс.Go». Водителям, сотрудничающим с «Везет», предложат установить платформу «Яндекс.Про».

Источник, знакомый со структурой сделкой, сообщил CNews, что у группы «Везет» нет средств на развитие, она не планирует развитие оставшихся активов и будет их реструктуризировать. Представители группы «Везет» сообщили CNews, что поддержка приложений сервиса будет прекращена, а его владельцы сосредоточатся на другом бизнесе.

Источник

«Цифровой концлагерь». Почему таксист две недели протестовал против сделки «Яндекса» и «Везёт»

О чём рассказал таксист

— Какой была реакция на ваш пикет?

— В первый же день ко мне вышла женщина, представилась начальником пресс-службы, пригласила к себе в кабинет, порекомендовала написать обращение. Я как участник рынка изложил свои доводы, документ приняли и зарегистрировали. Но я продолжал стоять, чтобы обратить на проблему внимание.

— Что вы написали в обращении?

— Что, если ФАС одобрит слияние «Яндекса» и «Везёт», на рынке сформируется монополия. И я вынужден буду уйти с рынка. Как и многие другие водители.

— Они меня заблокировали по надуманным причинам. Это произошло в апреле 2016 года. Я поехал на вызов, но вместо клиента меня ждал мобильный контроль качества. Это представители «Яндекс.Такси», которые проверяют состояние автомобиля и наличие документов, в том числе лицензии. Я проверку прошёл, но попросил их оплатить подачу автомобиля по минимальной стоимости — я же потратил время, топливо. А то, что они поставят мне какую-то мифическую «пятёрку» в рейтинг, — мне от этого ни жарко ни холодно. Я её на хлеб не намажу и в бак не залью.

В ответ сотрудники сервиса стали мне хамить, говорить «Ты что, самый умный?». Я вызвал полицию, чтобы установить их личности. Они и полиции грубили, их даже в отделение доставили. А в итоге меня заблокировали за агрессивное поведение, хотя я разговаривал спокойно, тон не повышал. Агрессивно вели себя как раз они.

Я опубликовал видео с регистратора в соцсетях, поднялась волна обсуждения. После этого «Яндекс» стал оплачивать такие проверки (в пресс-службе «Яндекс.Такси» уточнили, что это не так. Подробный комментарий компании ниже. — Прим. «Секрета фирмы»).

Источник