какие там цыплята табака

Как приготовить цыпленка табака

При правильном подходе за 10 минут усилий мы получаем замечательно сочную, нежнейшую и ароматную птичку – цыпленка тапака или как многие называют это блюдо по ошибке: цыпленок табака. Как приготовить его правильно.

b938f496

Какую курицу нужно купить

Купить в магазине именно цыпленка было довольно затруднительно, потребителю в основном предлагали когтистых «синих птиц» с поникшей головой. За цыпленком надо было отправляться в «Кулинарию», но это обходилось куда дороже.

В наши тучные годы стабильности и товарного изобилия такая проблема не стоит, но правильные цыплята тоже не на каждом углу. Для «тапака» нужен фунтовый цыпленок, так называемый «корнишон». Еще одно филологическое заблуждение – корнишоном называется мелкий калиброванный огурчик, а вовсе не курица. На английском полуострове Корнуолле была выведена порода маленьких аккуратных курочек, названных по местности «корниш», то есть «корнуольские», откуда и пошли цыплята-корнишоны.

Цыпленок тапака – блюдо порционное, на одну персону приходится одна птичка, поэтому и весом она должна быть в фунт, то есть меньше полукилограмма. Более взрослые и крупные птицы не годятся – их приходится дольше жарить и они пересыхают местами. В то время как мелкий цыпленок просто брызжет соком и жарится очень быстро.

Да, именно «тапака», если кто не знает, от грузинской тяжелой каменной или чугунной сковороды – «тапа», на которой тех цыплят и готовят. Но мы будем называть его по советской старинке.

Мариновать или не мариновать цыпленка табака

В советской кулинарии цыплят тапака непременно мариновали, что довольно бессмысленно, но нужно было придать заготовке максимум прибавочной стоимости, чтобы оправдать в два раза большую цену по сравнению с обычной курицей. Поэтому цыплят обмазывали солью, красным перцем и толченым чесноком. На сковороде и перец, и чеснок начинали моментально гореть, поскольку обтирать от маринада никто не предлагал, да и жалко было избавляться от того, за что деньги плочены.

На самом деле никакой необходимости в мариновании нет, да и сказываться на вкусе оно начинает после хотя бы суток выдержки, а это не всегда удобно. Впрочем, если хотите, можете с внутренней стороны намазать цыпленка толченым с солью чесноком и поперчить черным перцем, потом сложить цыплят стопкой, слегка придавить и так оставить в холодильнике на сутки. Не забудьте только перед жаркой чеснок удалить.

Как подготовить курицу и выбрать сковородку

Да, с самого начала цыпленка нужно разрезать по килевой кости и развернуть, положить на доску кожей кверху и хорошо придавить ладонью, чтобы он распластался. Повторюсь, цыпленок жарится очень быстро, поэтому должен быть максимально плоским.

Сковорода должна быть тяжелой, чугунная подходит идеально. Мало в каких домах даже в Грузии сохранились настоящие каменные тапа, так что будем исходить из наличия. Легкие алюминивые-тефлоновые не годятся совсем, на крайний случай – стальные.

Жарят в грузинской кухне почти исключительно на топленом масле, и для цыпленка тапака это особенно важно, иначе не получится хрустящей кожицы и характерного аромата. Так что не экономьте – только топленое масло.

Готовим цыпленка табака

1. Разогревайте сковороду, распускайте масло и грейте его до довольно высокой температуры, но не до фритюрной, не до дымка. Масла не жалейте, цыпленок должен плавать в нем на треть своей высоты.

ВАЖНО: Огонь все время должен быть сильным, но не перегревайте сковороду, иначе цыпленок подгорит прежде, чем прожарится. Процесс очень простой, но требует навыка именно в температурном режиме – нужно добиться оптимального соотношения высокой температуры, чтобы птица не высохла, и времени приготовления, чтобы не осталась сырой. Проще говоря, старайтесь держать огонь на максимально возможном высоком уровне, но ни в коем случае не перегревайте сковороду – все испортите.

2. Цыпленка кладем в хорошо разогретое масло кожей вниз. В этот момент температура масла самая высокая за все время приготовления и кожа должна прихватиться сразу, чтобы получиться хрустящей. Цыпленка обязательно нужно придавить.

ВАЖНО: В отсутствие специальной чугунной крышки, которой оснащена тапа, проще всего прикрыть блюдцем или тарелкой подходящего размера, чтобы цыпленок был закрыт полностью, и поставить сверху что-нибудь тяжелое – да хоть литровую банку с водой. Воду лучше налить горячую, чтобы не снижать общую температуру термодинамической системы. Помимо основной функции придавливания, под тарелкой цыпленок еще и пропаривается немного, что ускоряет приготовление.

3. Жарится со стороны кожи фунтовый цыпленок в пределах 5 минут – посматривайте за кожей, а проще – принюхивайтесь. И при первых признаках подгорания сразу же переворачивайте. Лучше потом перевернуть еще раз и дожарить на огне послабее, чем сразу спалить. С внутренней стороны можно жарить чуть меньше – 3-4 минуты, иначе может подсохнуть грудка, чего мы всячески стремимся избежать.

4. Готового цыпленка снимаем на горячую тарелку, немного поливаем маслом со сковороды, можно посыпать для красоты рубленой зеленью, кинзой или петрушкой.

ВАЖНО: Можно чуть усложнить – сначала посыпать цыпленка тонкими ломтиками чеснока и рубленой зеленью, а потом с ложки полить сверху очень горячим маслом, вот тогда аромат будет на всю кухню.

Что подавать к цыпленку

Традиционно к цыпленку тапака подают простейший соус – толченый с солью чеснок разводят горячей водой и им поливают цыпленка, или макают кусочки птицы в плошку с таким соусом. Более чем уместна аджика – вот вам и красный перец из маринада. Подавать цыпленка табака нужно немедленно – остывший цыпленок совсем не то.

Источник

Цыпленок табака

tabaka

Ах, загулять бы! Собраться большой компанией хороших друзей и пойти… в ресторан пойти! И заказать много вина и еды – чтобы было весело и вкусно, душевно и почти по-домашнему, чтобы можно было смеяться и наслаждаться угощениями, не думая о пафосных правилах этикета и испачканных салфетках, полностью игнорировать столовые ножи и даже (о, ужас!) удобно развалиться на стульях, спрятав ноги под себя.

Жареный цыпленок делает нашу жизнь лучше.
к/ф «Прислуга»

Пожалуй, одним из самых подходящих блюд к заданному формату был и остается популярный цыпленок табака – почему-то его редко готовят в домашних условиях, заказывая в ресторанных заведениях, восхищаясь, смакуя и вознося хвалебные речи поварам.

А давайте круто поменяем привычные установки и пригласим друзей домой? На цыпленка, который сами же и приготовим? Конечно же, сначала разобравшись в том, как это сделать, и найдя ответы на некоторые «цыпленко-табаковские» вопросы.

1. Как правильно – цыпленок табака или тапака?

А знаете ли вы, почему знаменитого цыпленка, приготовленного так, что слюни текут только при одном упоминании блюда, называют цыпленком табака? При чем тут вообще табак, вы знаете? Или все же правильнее – тапака? Давайте разбираться.

Прежде всего начнем с того, что для приготовления изыска со спорным именем требуется, как ни странно звучит, особый изыск – специальная сковородка. По сути, речь идет о плоской глиняной посудине, тяжелой и немаленькой, называемой «тапа». Да-да, «тапа» – вот тут-то и зарыта та пресловутая собака, которую все ищут. Чудо-сундук фирмы «Xerox» дал название всем копировальным аппаратам, подгузники с подачи компании «Pampers» так зачастую и называют, а банальная глиняная сковородка осчастливила, можно сказать, цыпленка, увековечив себя в имени блюда с его участием. Вот так вот пафосно, да – а что вы думали? Шутка ли – кусок глины (а изначально вообще подходящая плоская каменюка) стал всемирно известной едой?

Ах, да, теперь о табаке. Русский язык – штука живая и совсем не жесткая. Она адаптируется, меняется, развивается и никогда не стоит на месте. Живая – помним, да? Возможно, когда название этого блюда только-только появилось в русском языке, оно и звучало совершенно по-грузински – წიწილა ტაფაკა, «цицила тапака», но так было только в самом-самом начале. Люди-человеки превратили его в «табака», потому что так было удобнее и проще. Превратили так же, как, например, «пилав» сделали пловом, а «монти» – мантами.

Не согласны с такой слабенькой теорией? В одной из дискуссий, которых на просторах Интернета – куча и еще несколько кучек, оппонент «тапака» привел аргумент: он прошерстил советские кулинарные книги и нигде (!) не нашел оригинальное грузинское название. В 1959 году Издательство Министерства торговли Грузинской ССР выпустило книгу Т.П. Сулаквелидзе «Грузинские блюда» – и привело рецепт цыпленка, называемого цыпленком табака. Как считаете, могли во времена сверхправильного Советского Союза допустить такую ошибку? Вот то-то же.

Впрочем, есть еще одна версия названия этого блюда – и она тоже никак не связана с табаком, хотя и подтверждает правильность написания через букву Б. Филологи считают, что изначально слово «таббак» означало что-то сплющенное, плоское, нечто сдавленное или придавленное. От этого слова во многие языки (не только грузинский – но и, например, узбекский) пришли слова «тапа», «тава», «табак» и другие, означавшие, по сути, одно и то же – плоскую посуду для приготовления еды на огне.

В общем, «Волшебная еда» будет по старинке называть этого цыпленка цыпленком табака. Через Б. Если не согласны – ваше право, можете взывать к сковородкам и упрямо «тапакать», мы отнесемся с уважением и даже выслушаем аргументы, если вдруг у вас появится желание еще немного подискутировать.

tabaka1

2. Как выбрать курицу?

Второе условие – никаких замороженных бройлеров и прочих индивидуумов. Даже если выглядят тушки красиво и розово, даже если шкурка подмигивает вам идеальным глянцевым блеском и почти перламутровыми переливами, даже если вас непреодолимо тянет привлекательная цена, будьте мужественны, держитесь и сопротивляйтесь! Помните – вам нужен свежий цыпленок, свежайший и охлажденный, не более того. Розовое мясо, отсутствие неприятного запаха, никаких кровоподтеков, неповрежденная шкурка – без этого уходить не вздумайте, на меньшее не соглашайтесь.

Третье – маринад. Многие супермаркеты предлагают полуфабрикат – цыплят, щедро присыпанных солью, красным перцем и глюконатом натрия, которых можно купить, принести домой, быстренько поджарить и съесть за ужином. Не поддавайтесь искушению! Кто знает, что скрывается под толстым слоем маринада? Да и кто знает, из чего вообще намешан этот самый маринад? Конечно, излишняя подозрительность человека не красит, но и наивная доверчивость – тоже не самая лучшая бижутерия, поэтому золотой серединой в данном случае будет самостоятельное приготовление маринада – дома, своими руками, своим настроением и со своими чистыми и добрыми мыслями.

Конечно, идеальный вариант – фермерский цыпленок, выращенный без гормонов и только-только превращенный в мясо, специально по вашему заказу. Однако, увы, идеалы существуют преимущественно в книгах и мечтах, поэтому трезво оценивайте реальность и принимайте лучшее из возможных решений, которые вам доступны.

tabaka12

3. В чем готовить цыпленка табака?

Если вдруг вам остро захочется аутентичности и грузинского колорита, отправляйтесь в путешествие – передвигаясь бесконечными дорогами Сакартвело, вы наверняка наткнетесь на небольшие рынки-базарчики, которые разбрасывают красочные прилавки вдоль обочин. Там, где-нибудь в глубине страны, найдете старика, торгующего глиняной посудой – он делает ее сам, обжигая в той же печи, с которой работал еще его дед, да и прадед, и в общем-то, может, даже прапрадед… Там же, среди кувшинов и винных бочек, среди чашек и тарелок, мисок и дуршлагов вы найдете свою заветную и самую лучшую в мире тапу.

Впрочем, если вы согласны на блага цивилизации, ищите специальную промышленную сковороду с завинчивающейся крышкой – ее придумали как раз для приготовления цыпленка табака: это невысокая толстостенная посуда, верхняя часть которой может прижиматься плотно к мясу благодаря закручивающемуся механизму.

Предполагаем, что у вас дома не припрятаны во всех углах специальные жарочные поверхности из грузинской глины или приспособления с винтиками-болтиками, поэтому будем исходить из того, что есть. Чугунная сковорода найдется? Отлично, вот ею и пользуйтесь. Не тапа, конечно, но тоже совсем не плохо.

Вместо винтового механизма, который придавливает тушку цыпленка, обеспечивая ей плотное прилегание ко дну сковороды, берите кастрюлю – желательно из нержавейки и с толстым, тяжелым дном, наливайте вовнутрь пару литров воды и смело ставьте на мясо. Прямо вот так, сверху. Не переживайте, будет то, что надо. Для надежности вовнутрь еще и гирьку можно вложить!

tabaka11

4. Как приготовить цыпленка табака на сковороде?

Ингредиенты:

1 тушка цыпленка весом примерно 500 г (700 г – это предел!);
30 г сливочного масла;
1 ст. л. растительного масла;
соль, черный молотый перец по вкусу;
4-5 зубчиков чеснока;
3-4 лавровых листочка.

tabaka8

Приготовление

P. S. Есть и другой вариант последнего этапа приготовления цыпленка табака – сначала разогреваем сковороду до максимума, выкладываем в масло курицу внутренней стороной вниз, обжариваем 5 минут под крышкой, затем переворачиваем спинкой вверх, обжариваем еще 5 минут на сильном огне, а после этого уменьшаем температуру до минимума и готовим под прессом 20 минут.

tabaka9

5. Как приготовить цыпленка табака в духовке?

Когда популярное блюдо становится классикой, неминуемо появляются фантазии на заданную тему. Если вы – тайный ретроград, пропускайте рецепт цыпленка табака в духовке, он вам не придется по душе. Однако, если вы готовы отступать от правил и любите пробовать новое, обязательно поэкспериментируйте – кто знает, может, именно этот вариант станет вашей личной визитной карточкой в области кулинарии?

Ингредиенты:

1 цыпленок весом 500-700 г;
2 ч. л. хмели-сунели;
5-6 зубчиков чеснока;
соль, черный перец по вкусу;
2-3 ст. л. лимонного сока.

Приготовление:

P. S. А вот, кстати, если вдруг вы совсем-совсем никак, несмотря на адские усилия и всевозможные ухищрения, не можете купить малюсенькую тушку, находя в продаже только взрослых куриных особей, останавливайте свой выбор на этом рецепте – духовка все стерпит, закроет глаза на некоторые нарушения канонов и даже поможет превратить очевидный промах в прекрасный ужин. Не забудьте только увеличить время приготовления.

P. P. S. И еще одно. Да-да, цыпленок табака – это блюдо «сковородочное», но что делать, если подходящая сковородка у вас только одна, а к ужину ожидаются гости? Не жарить же кур по очереди, заставляя народ ждать вторую партию еды, в то время как первая остывает? Не кормить же друзей по принципу «кто первый встал, того и тапочки», то есть угощение? Духовка вам в помощь – стандартный размерчик решетки вполне «приютит» трех небольших цыплят за раз.

tabaka10

6. Можно ли приготовить цыпленка табака на гриле?

Ингредиенты:

2 куриные тушки весом до 600 г;
соль, черный перец по вкусу.

«Изюминка» этого блюда – «чистое» мясо, запах костра, свежий воздух и привкус свободы. Если вы решите добавить к данному букету ароматы специй, будьте готовы, что при приготовлении на костре они будут нещадно гореть, чем могут испортить все удовольствие от вкуса куриного мяса. Любителям пряностей советуем приготовить и подать к цыпленку табака соусы, но при мариновании отказаться от приправ, ограничиться только черным перцем и солью.

Приготовление:

P. S. Когда будете жарить цыпленка на мангале, не забудьте на решетку рядом с мясом выложить немного овощей – помидоры, перцы, баклажаны, кабачки на гриле выходят необыкновенно вкусными.

tabaka2

7. А как еще можно приготовить цыпленка табака?

В общем-то, цыпленок табака, несмотря на его популярность, был и остается довольно «зажатым» блюдом – все фантазии и творческие всплески, которые удается осуществить на его основе, связаны, в основном, с ингредиентами для маринада. Кто-то готовит его на основе кефира (особый шик – найти мацони), а кому-то хочется добавлять перец чили, одним нравится богатейший и сложный букет всевозможных специй, а другие вовсе предпочитают обходиться только солью и черным перцем, считая это высшим пилотажем в приготовлении цыпленка табака.

Экспериментировать можно с подачей цыпленка на стол. Красиво смотрится «подушка» из салатных листьев и зелени, ростков пшеницы и прочих полезностей. Очень вкусно выходит на листе лаваша – тонкий хлеб пропитывается соком цыпленка и превращается в особенное лакомство. Красиво смотрится всевозможный овощной декор в духе любителей карвинга (решетки из разноцветных перцев, бабочки из моркови, цветы из помидоров).

Особый шик – стильно украсить блюдо с цыпленком табака почти дизайнерской композицией из пары веточек тимьяна, чеснока гриль и каких-нибудь пророщенных семян редиса или зерен пшеницы, художественно притрусить гранатом и сделать последний витиеватый штрих в виде загогулины из дорогого навороченного густого соуса.

В общем, нет пределов, когда речь идет о полетах фантазии и путешествиях воображения. Покупайте билет и отправляйтесь в собственный путь.

tabaka4

8. Как выбрать гарнир для цыпленка табака?

Приготовьтесь к тому, что в классическом варианте цыпленок табака подается и поедается без гарнира. Да-да, вот так брутально, жестко и по-взрослому: просто птица, на кости, без всяких там реверансов в виде кашек и тушеного шпината. Только хардкор! Хардкор и много-много зелени – кинзы, петрушки, салатных листьев.

Впрочем, кто сказал, что вы должны всегда поступать так, как того требуют правила? Если душа жаждет экспериментов, подайте вместе с цыпленком табака запеченный в духовке картофель. Ну, или сообразите что-то типа отварного-тушеного риса с жареной морковью, луком, зеленым горошком. Отлично подойдут соленья – домашние, бочковые, острые.

Свежие овощи гарниром считаются? Тогда накладывайте их побольше – помидоры и огурцы прямо-таки просятся в компанию к жареному цыпленку. А еще можно те же самые томаты, кабачки, морковь, баклажаны, перцы выложить на горячую после приготовления цыпленка сковородку и слегка прожарить их. Не гриль, конечно, но тоже ничего.

В общем, делайте, как велит интуиция. А нудно брюзжащему сознанию передайте, что правила –это так скучно, ну, право слово!

tabaka6

9. Какие соусы подают с цыпленком табака?

Соус – это такая чудо-штука, которая способна превратить любое блюдо в шедевр, поэтому не пренебрегайте этим вопросом и обязательно подготовьте несколько вариантов, которые можно будет подать вместе с мясом.

Классический соус, который чаще всего подают с цыпленком табака, ниорцкали – деревенская «болтушка»: в ней много раздавленного чеснока, перетертого с солью и смешанного с водой (капля уксуса и растительное масло – «бонусы» для тех, кому требуются эксперименты).

Можно подать маринованный острый перец, нарезанный кубиками и смешанный со сметаной. Мацони, травы, специи и чеснок – еще один вариант. Орехи, томаты, зелень – основа для собственных экспериментов. Айва, кизил, гранатовый сок – ингредиенты для смелых. При нежелании фантазировать есть аджика, сацебели, ткемали. В общем, при желании найти что-то точно можно.

К чему бы у вас ни лежала душа, ни в коем случае не выбирайте отсутствие соуса как такового: этот простой штрих превращает курицу в песню, слова которой хочется выучить наизусть и напевать так часто, как только позволяют приличия.

tabaka3

10. Что делать, если после ужина осталось немного цыпленка табака?

Что делать, если вдруг за ужином был съеден не весь цыпленок? Ну, во-первых, удивляться-чего это вы и ваши гости так оплошали? Слабаки, да и только! Не осилили седьмую тушку на троих – старики! Ну, а во-вторых, – радоваться, конечно: цыпленка табака часто используют как ингредиент для приготовления массы других блюд, вкусных и интересных, и у вас появился шанс попробовать хотя бы некоторые из них.

Что вы скажете, например, про борани – тушеное овощное ассорти нежно обнимает прослойку из жареного куриного мяса (остатки цыпленка, вы где, ау?), все приправляется соусом из мацони и подается в горячем виде? Ага, уже заинтригованы? Готовьте сразу двойную порцию цыпленка – он не пропадет.

Кроме того, не забывайте, что готовое куриное мясо – прекрасная основа для всевозможных салатов, сендвичей, паштетов. В общем, да здравствуют остатки!

Итак, готовим сегодня к ужину цыпленка табака? Сложного, согласитесь, ничего, да мы и не стремились рассказывать про особые трудности и технологические тонкости, интересные разве что тем, кто решит посвятить несколько лет жизни поиску идеального рецепта цыпленка табака, забывая, что идеал – он вот там, в вашем личном отношении к кухне, людям, настоящему, прошлому и будущему.

«Волшебной еде» хотелось вдохновить вас на то, чтобы зайти сегодня в магазин, купить парочку цыплят и бутылку грузинского вина, по дороге домой позвонить ближайшим друзьям и позвать их в гости. Просто так. Спонтанно и без повода. Просто потому, что цыпленок табака – это вкусно, а ваша жизнь – одна, быстротечна и прекрасна.

Источник

«Цыпленок табака» 30 лет назад: «Вы колхозники! Замызганные трешки подсовываете»

«Деньги должны быть новыми. В банковской упаковке. И в крупных купюрах. А вы что мне принесли? Вы же не умеете работать. Вы не уважаете артистов. Один мой звонок — и вас закроют», — вспоминает свою встречу с актером композитор и публицист Владимир Кольцов, который организовывал в Челнах гастроли звезд с 1987 по 1992 год. «БИЗНЕС Online» публикует очередную главу готовящейся к изданию книги «Записки провинциального импресарио» (орфография и пунктуация первоисточника сохранены).

RIAN 525745.LR.ruЛеонид Ярмольник: «Деньги должны быть новыми. В банковской упаковке. И в крупных купюрах. А вы что мне принесли? Вы же не умеете работать. Вы не уважаете артистов. Один мой звонок — и вас закроют» Фото: © Шахвердиев, РИА «Новости»

«ПЛАТИЛИ ГОНОРАРЫ В ДЕСЯТКИ РАЗ ВЫШЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ»

Раньше всей концертно-гастрольной работой в стране заправляли филармонии. Платили они артистам весьма скромные гонорары. Но работали с ними четко, деловито и, как правило, без лишних эмоций и восторгов. Но вот в 1988 году был принят «Закон о кооперации». В эту сферу пришли мы, кооператоры.

Желание прикоснуться к артистической элите, стать своими для них было для нас доминирующим. Оно у нас было даже сильнее жажды наживы. А зарабатывать деньги в первые годы кооперации можно было хоть на чем: открывай шашлычную, платный туалет, видеосалон, автосервис и т. д. Но работу с артистами, мы считали более престижной и более приятной.

Город наш на тот момент не был особо избалован гастролями артистов. После окончания строительства КАМАЗа в 1976 году культурные десанты московских звезд на стройку века закончились.

Работали мы азартно и как дети радовались каждому полученному согласию артистов приехать к нам. Платили гонорары в десятки раз выше филармонических, а приемный сервис старались сделать превосходящим все ожидания гастролеров.

Естественно, нам хотелось, чтобы артисты оценили наши искренние усилия обрадовать их и были нам за это благодарны. Но, к сожалению, не всегда мы это получали.

Леонид Ярмольник ехал к нам не один. Вместе с ним была пара артистов оригинального жанра с дрессированным питоном. Они должны были двумя — тремя своими номерами «разбавлять» разговорные блоки Ярмольника.

Чтобы встретить их в аэропорту и доставить в гостиницу с комфортом я решил заказать один большой автомобиль. Это была «Чайка» — машина правительственного уровня того времени.

Один такой автомобиль был в дирекции КАМАЗа, другой — приписан к ЗАГСу. И я не упускал возможности воспользоваться ими.

Артист и его партнеры нашей встречей были приятно удивлены. Гостиница «КАМАЗ» им тоже понравилась.

Гастролеры в те времена приезжали с запасом времени, а не вплотную к концерту, как сейчас. Они любили отдохнуть после дороги. Наша задача была организовать их отдых. И желательно чем-то их удивить.

Проблему досуга артистов я решал довольно просто. Десяток пригласительных билетов творил чудеса. В нашем распоряжении всегда был с 21:00 до 9:00 единственный городе бассейн с его саунами и банями. В этот период мы были в бассейне одни. Это приводило артистов в восторг. В Москве у них такого не было.

А у моего зама Володи Вишнякова всегда под рукой была команда фанатов готовая бесплатно возить артиста куда угодно, кормить, поить его и всячески развлекать.

Концерта в день приезда у Ярмольника не было. Вечером мы приготовили ему сюрприз. Предложили встречу с активистами политклуба имени Бухарина. В клуб этот входила самая думающая и креативная часть городской молодежи.

Встреча проходила в закрытом учреждении, куда простому смертному попасть было практически невозможно. Этим местом был Интерклуб. Фактически это был дом культуры иностранных специалистов, работавших на заводах КАМАЗа. Там были концертный зал, бар, бильярд.

Встреча прошла блестяще. Политклубовцы были в восторге от Ярмольника, а он в восторге от них.

Леонид прекрасно, ярко, остро и интересно говорил о политике.

Публика легко уговорила артиста показать под занавес несколько своих концертных номеров. В их числе была знаменитая пантомима «Цыпленок табака» — визитная карточка артиста.

Все шло как нельзя лучше. Мы были в восторге. Второй день артиста нам, казалось, сулил одни лишь радости. Но, к сожалению, это только казалось…

%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80«Проблему досуга артистов я решал довольно просто. В нашем распоряжении всегда был с 21:00 до 9:00 единственный в городе бассейн с его саунами и банями. В этот период мы были в бассейне одни. Это приводило артистов в восторг»

«ВЧЕРА ВЫ ВСТРЕТИЛИ МЕНЯ НА РОСКОШНОЙ «ЧАЙКЕ», А СЕГОДНЯ ПОВЕЗЛИ В КАКИХ-ТО СРАНЫХ «ЖИГУЛЯХ»

После завтрака к гостинице подъехали фанаты-развлекатели и повезли Леонида Исаковича Ярмольника на пикник. Место выбрали правильное — «Золотая горка». Лес, озеро, заливные луга.

По дороге к месту отдыха заехали в ресторан гостиницы «Татарстан». Там лучшим поварам заранее было дано задание — приготовить продуктовый набор для знаменитого артиста и его компании. Как только машина подъехала к ресторану, из его дверей высыпала толпа любопытных поваров и официантов посмотреть на артиста. Когда еще в нашей глуши увидишь живого Ярмольника?

Леонид Исаакович видимо ощущал себя гладиатором — победителем. Он покровительственно махал рукой и качал головой.

Пикник прошел сытно и весело.

К двум часам дня артист был доставлен в гостиницу. В этот день ему предстояло дать в ДК «Энергетик» два концерта в 17:00 и в 19:00.

В начале третьего в моем кабинете в ДК «Энергетик» раздался телефонный звонок. Звонил из гостиницы Ярмольник.

— Владимир, у меня закралось подозрение в том, что вы — несерьезная фирма. А может даже и мошенническая, — начал артист.

— А, что так? — бодро спросил я, не предполагая всей серьезности ситуации.

— Вот, посудите. Вчера вы встретили меня на роскошной «Чайке», а сегодня на пикник повезли в каких-то сраных «Жигулях». Исходя из этого, я меняю условия нашего договора: расчет со мной я требую производить не после каждого концерта, а до начала первого концерта. У вас в запасе два с половиной часа. Только после того, как вы мне привезете в гостиницу мой гонорар за все три концерта, я начну собираться на выступление. Все. Время пошло.

Он положил трубку. По его тону я понял, что уговоры здесь бесполезны. Позвонил в Елабугу, где на следующий день планировался концерт. Побежал в кассу дворца «Энергетик».

Если в Челнах мне удалось быстро взять из выручки гонорар, то в Елабуге билеты еще не все были проданы. Там публика привыкла брать их в день концерта. Пришлось нашим компаньонам занимать недостающую сумму и срочно выезжать в Челны.

И вот мы с елабужским компаньоном Рамилем Хановым стоим у дверей гостиничного номера взбунтовавшегося артиста. На стук в дверь никто не отвечал. Мы надавили на дверь и робко вошли в номер. На наше приветствие артист не отвечал. Он лежал на кровати в одежде и в обуви и безучастно смотрел в потолок.

— Мы принесли деньги, — осмелев, сказал я с видом победителя.

Ярмольник после этих слов оживился, резво соскочил с кровати и подойдя к нам спросил:

Рамиль торжественно положил на стол среднего размера чемоданчик и красивым жестом поднял его крышку.

Чемодан был до краев полон денег.

Артист бесстрастно посмотрел на деньги, потом на нас, затем снова на деньги.

— И вы считаете, что популярному артисту, которого знает вся страна, можно вручать такой мусор?

Мы с Рамилем недоуменно переглянулись. О чем это он?

— Вы что, в церкви на паперти их собирали? Вы что, не понимаете с кем имеете дело? — прокричал он, и резким движением швырнул чемодан на пол.

Чемодан с грохотом упал. Почти все деньги разлетелись по комнате. Мы с Рамилем стали ползать по полу и собирать купюры в пачки по номиналу.

А Ярмольник в это время, нервно шагая из угла в угол, продолжал свой гневный монолог.

— Деньги должны быть новыми. В банковской упаковке. И в крупных купюрах. А вы что мне принесли? — не унимался артист.

— Да я же вас как мух прихлопну. Вы же не умеете работать. Вы не уважаете артистов. Один мой звонок — и вас закроют.

Надо было видеть лицо Рамиля в этот момент. Он первый раз работал с артистом такого калибра. И первый раз его видел так близко. У Рамиля на моих глазах произошло крушение очередного мифа. Как известно, мужчины тяжело переносят развенчание мифов, с которыми жили многие годы.

А артист продолжал буйствовать:

— Вы знаете, как со мной во Владике работали? Встречали на трех машинах. В первой еду я, а справа и слева от меня сидят две самые красивые девушки Владивостока… Во второй машине едет моя шляпа, а в третьей — мой чемодан. Вот так надо обслуживать артистов… А вы — колхозники. Ничего не умеете. Замызганные трешки мне тут подсовываете…

Это — лишь краткий пересказ монолога Ярмольника. В действительности все продолжалось минут двадцать.

%D0%B3%D0%BB«Вы знаете, как со мной во Владике работали? Встречали на трех машинах. В первой еду я, рядом сидят две самые красивые девушки Владивостока… Во второй машине едет моя шляпа, а в третьей — мой чемодан» Фото: © Галина Кмит, РИА «Новости»

«ОН РЕЗКИМ УДАРОМ ПНУЛ ДВЕРЬ В НОМЕР ЯРМОЛЬНИКА И РЕШИТЕЛЬНО ТУДА ВОШЕЛ»

Выскочив с чемоданом денег из номера, я быстро позвонил директору филиала Татгосфилармонии Рафаэлю Гарафиевичу Шафигуллину.

Это был колоритнейший типаж. Десять лет тому назад он еще работал простым официантом в гостиничном ресторане «Кама».

Но быстро сделал карьеру, занял серьезную должность и крепко на ней сидел. Это был харизматичный, брутальный, красивый мужчина, очень уважаемый в городе. Он умел разговаривать с любой категорией людей. С кем-то мягко, интеллигентно. А с кем-то — жестко, с крепким словцом.

Его подход к работе с артистами был полной противоположностью нашему. Нас же он постоянно критиковал.

— Артистам, которых вы возите, я раньше платил по государственным тарифам. Это были небольшие деньги. Но они были очень довольны. Готовы были руки мне целовать. А вы сейчас платите им такие огромные деньги, да еще выплясываете перед ними: бани, бассейны, пикники, шашлыки, девочки. Любой их каприз исполняете. Зачем вы их балуете? Они же вам на голову скоро сядут. Пусть за свои гонорары сами себя развлекают.

Но мы все равно продолжали работать в своем стиле. И вот, похоже, что прогноз Рафаэля сбылся. Артист конкретно сел нам на голову.

Моей просьбе обуздать зарвавшегося гастролера Рафаэль очень обрадовался.

— Давайте ваш чемодан и идите в машину. Через пять минут ваш цыпленок выскочит, как ошпаренный — с веселым сарказмом, потирая руки, сказал Рафаэль. Он резким ударом пнул дверь в номер Ярмольника и решительно туда вошел.

Только мы сели в машину, как в дверях гостиницы показался наш артист. Рафаэль довел его до машины и жестко сказал Ярмольнику:

— И давай мне без фокусов! Понял?

Леонид Исаакович подобострастно кивнул ему. Он выглядел каким-то напуганным…

Я отошел с Рафаэлем в сторону и поблагодарил его. На мое приглашение на концерт он ответил отказом:

— Извини, но мне этих пяти минут было достаточно.

Через неделю после отъезда Ярмольника я специально пришел в офис филармонии к Рафаэлю, чтобы узнать, какими такими волшебными словами он образумил тогда артиста. Но он отказался раскрывать свой секрет. Единственное что я узнал, так это то, что Ярмольник обалдел от его напора и не проронил ни слова.

BO SPD 035 9075«Мы подъезжаем к концертной площадке, к дворцу культуры «Энергетик». Прошло уже полчаса с назначенного времени начала концерта. Народ в зал не пускали. Он толпился в фойе и неодобрительно гудел» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ СТОИТ ЭТО ТЕХ ДЕНЕГ, ЧТО ДЕРУТ С НАС ЭТИ КООПЕРАТОРЫ — КОЗЛЫ»

И вот, мы подъезжаем к концертной площадке, к Дворцу культуры «Энергетик». Прошло уже полчаса с назначенного времени начала концерта. Народ в зал не пускали. Он толпился в фойе и неодобрительно гудел. Еще десять минут понадобилось на запуск зрителя и на подготовку артиста.

И вот на сцену выходит широко улыбающийся Ярмольник.

— Добрый вечер, дорогие челнинцы! Я не буду перед вами извиняться за задержку нашего концерта. Все претензии, пожалуйста, предъявляйте вашим челнинским организаторам моего выступления. Они совершенно не умеют работать.

— Вот те на! Ты же обещал Рафаэлю, что будешь без всяких фокусов… Видать слабо он тебя пуганул, — сказал я про себя.

Но отработал этот концерт Ярмольник великолепно.

Я посмотрел все его выступление, сидя в зале. И здесь сделал для себя одно важное открытие. Оно касается психологии зрителя. Опишу то, что я видел, и сделаю из этого выводы.

Рядом со мной сидел прилично одетый, грузный мужчина средних лет. Мне было интересно наблюдать за его реакцией на выступление артиста. Он очень живо и эмоционально реагировал на юмор Ярмольника. Его громкий переливистый смех заводил зал и еще больше усиливал восприятие артиста.

Но вот концерт закончился. Все потянулись к выходу. Рядом со мной шел этот смешливый толстячок. Лицо его выражало полное удовольствие, а с лица он вытирал, вызванные смехом, слезы.

Но вот в фойе к нему подлетает другой мужчина, его знакомый, как я понял, пришедший на второй концерт Ярмольника.

«Привет, Николай! Как концерт? Я на 7 часов сейчас иду с женой», — весело спросил толстяка друг.

Толстяк, еще недавно вытиравший слезы от смеха, вдруг сменил выражение лица и изрек: «Ты знаешь, полная ерунда. Не стоит это тех денег, что дерут с нас эти кооператоры — козлы».

Источник