какие таможенные платежи уплачиваются при ввозе товаров

tamozhennye platezhi

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )

Вид Основа начисления (руб.) Основа начисления (USD) Ставка % Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб. Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD) Таможенный сбор

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Источник

Таможенные платежи

Таможенные платежи при импорте – это пошлины, сборы и налоги, которые уплачиваются владельцами товаров, ввозимых на территорию России. Платежи уплачиваются на счета таможенных органов, на которые прибывают грузы для таможенного оформления.

Виды платежей

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза подразумевает уплату субъектами внешнеэкономической деятельности следующих платежей:

Таможенная пошлина выступает обязательным платежом, который взимается. Она бывает ввозной или вывозной. Ввозная уплачивается при импорте товара, а вывозная – при экспорте. Размеры пошлины могут отличаться в зависимости от вида перемещаемого груза. Они предусматриваются единым тарифом, который действует в Евразийском экономическом союзе. Таможенные пошлины являются обязательными для уплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для физических лиц пошлина не взимается, если проводится перевозка товаров личного пользования. Это касается только груза в разумных количествах, не позволяющих назвать подобную поставку коммерческой.

НДС или налог на добавленную стоимость является разновидностью таможенного платежа, которая уплачивается при таможенном оформлении товара на территорию страны. Его размер, в зависимости от категории товара, составляет 10% или 18%. Также имеется преференция на отдельные группы товаров, когда НДС не взимается.

Акциз является разновидностью налогов, который взимается только за определенные группы товаров. К ним в первую очередь относятся табачные изделия, а также нефтепродукты, автотранспорт и алкоголь. Размер акциза также определяется в зависимости от того, какой товар ввозится или вывозится.

Таможенный сбор – обязательный платеж, который взимается за предоставление услуг таможенного контроля и оформления.

Методы расчета таможенных платежей

Таможенные платежи являются собирательным понятием, включающим несколько видов обязательных выплат, которые должны быть перечислены на бюджетный счет за экспорт или импорт товаров. Они рассчитываются в зависимости от вида груза, который транспортируется.

Стоит обратить внимание на тот факт, что все таможенные платежи должны выплачиваться в валюте той страны, в которой проходит оформление. Чтобы провести расчеты, необходимо предварительно определить таможенную стоимость товаров. Она выражается в сумме стоимости груза и затрат на его доставку до границы. Стоимость товара определяется в счетах, выставленных продавцом товара и указанных во внешнеторговом контракте.

Затраты на доставку также должны быть документально подтверждены. Для этого необходимо предоставить документ от перевозчика, обеспечившего транспортировку груза.

Расчет по стоимости сделки с ввозимым товаром

Расчет по стоимости сделки с ввозимым товаром является самым распространенным методом оценки таможенной стоимости. Он подразумевает ведение подсчета, отталкиваясь от суммарной стоимости сделки на момент пересечения границы и декларирования. Помимо самой стоимости товара, затрат на доставку, в расчет берется страхование, а также лицензирование, если оно было проведено. Декларант должен предъявить другие траты, которые были выплачены до момента, когда груз прибыл к границе.

Расчет по стоимости сделки с идентичными товарами

Также распространенным способом является расчет по стоимости сделки с идентичными товарами. Данный метод может применяться только в тех случаях, если в один промежуток времени осуществляется поставка другого груза с аналогичными характеристиками, что позволяет провести аналогию между их затратами.

Методика уместна, когда у декларанта нет возможности предоставить весь перечень необходимых документов. При этом обязанность проведения аналогии с идентичной сделкой ложиться на декларанта. В том случае если в приведенном примере отличается объем груза или некоторые характеристики, то проводится корректировка с применением математической пропорции. В том случае, если имеется несколько аналогичных примеров стоимости сделки на ввозимый товар, то за основу расчета берется самая низкая из них.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами

Определение таможенной стоимости по аналогии со сделкой с однородными товарами схоже с предыдущим методом. Отличительная черта данного способа состоит в том, что аналогия проводится с однородными товарами, которые не являются полностью идентичными. Главное, чтобы они имели схожие характеристики и были укомплектованы подобным образом. Важно, чтобы однородные товары были коммерчески заменяемыми друг с другом.

Метод на основе вычитания стоимости

Расчет на основе вычитания стоимости подразумевает взятие за базу той суммы, по которой аналогичные или идентичные товары были реализованы на территории России. При этом от суммы нужно отнять некоторые затраты, такие как расходы на транспортировку и таможенные пошлины.

Метод на основе сложения стоимости

Определение таможенной стоимости путем сложения является тоже довольно распространенным, хотя и не таким популярным, как предыдущие способы. Он подразумевает, что расчетная стоимость груза определяется в результате сложения расходов на страхование, транспортировку, погрузку и выгрузку, а также суммы прибыли.

Расчет по резервному методу

Расчет по резервному методу, в основном, подразумевает сравнение с аналогично ввозимыми товарами другими участниками ВЭД. В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

Ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза

При исчислении таможенных пошлин применяются ставки пошлин следующих видов

Адвалорный предусматривает фиксированную процентную ставку от общей стоимости затрат на товар до пересечения границы ТС, Размер ставки для каждого вида товаров отличается. Специфический тариф подразумевает определенную сумму, которая уплачивается за единицу товара. Она может рассчитываться на каждую штуку, литр, килограмм, и так далее. Комбинированная ставка подразумевает применение обеих методов исчисления. Во внимание берется тот тариф, сумма которого окажется.больше

Уклонение от таможенных платежей и виды льгот

Неуплата таможенных платежей недопустима и наказуема. За это предусматривается наложение штрафов, а также начисляется пеня. В отдельных случаях может применяться административный арест для нарушителей. Наказание за уклонение используется всегда, кроме тех случаев, если согласно определенным льготам таможенные платежи не уплачиваются. Существуют различные предусмотренные законодательством случаи, когда применяется определенные льготы.

Самым распространенным видом льгот являются тарифные преференции. Они подразумевают освобождение от уплаты пошлин в отношении определенных групп товаров, которые прибывают из стран-партнеров. Для этого с ними должна быть заключена сделка о зоне свободной торговли.

Также существуют обычные тарифные льготы, распространяющиеся на группу товаров из тех стран, которые заключили взаимную сделку на снижение сборов на определенные виды грузов. Это возможно в тех случаях, если льгота предусмотрена как в стране происхождения товаров, так и в стране их поставки.

К льготам можно отнести и снижение размера уплаты НДС при ввозе товаров на территории РФ. В первую очередь это относится к видам технологического оборудования, которое не производятся в России.

Порядок и сроки уплаты

Таможенные платежи должны быть уплачены декларантом. Они вносятся на счет таможенного органа, который занимается контролем декларируемых товаров после того, как таможенная стоимость будет оглашена. Юридические лица и индивидуальные предприниматели делают это безналичным расчетом.

Непосредственно сам перевод таможенных платежей на счет таможенного органа нужно делать в виде аванса до того, как подается для контроля заполненная таможенная декларация. Это необходимо, чтобы зарегистрировать декларацию в таможенной базе.

Если внесенный аванс оказался выше той суммы, которая была необходима на самом деле, излишек может быть возвращен по соответствующему заявлению декларанта.

Стоит отметить, что без должного опыта разобраться в том, как заполняется декларация, и как осуществляется расчет таможенных платежей довольно сложно. В связи с этим обойтись без помощи таможенного представителя бывает очень сложно. Чтобы исключить останавливающие факторы, лучше заручиться поддержкой профессионалов. Это предотвратит наложение штрафов, а также начисление пени и привлечение к административному аресту, что уже стало распространенным явлением за подобные нарушения, которые делаются без прямого умысла, а по причине незнания или ошибок в расчете.

Обращайтесь за консультацией и всесторонней поддержкой к специалистам АО «Фирма «ГТК-Сервис»! Мы гарантируем квалифицированный подход и точное соблюдение интересов и законных прав клиентов.

Источник

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.

Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA Berlin, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставки Название транспортного документа
Автодорожным транспортом Международная товарно-транспортная накладная, CMR
Самолетом Грузовая авианакладная, AWB
Поездом Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
Кораблем Коносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

За что могут оштрафовать импортера

Т⁠—⁠Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

Источник