какие танки были у ссср во время великой отечественной войны

Танки Советского Союза периода Великой Отечественной войны

1566314883 1566314823

История советского танкостроения в предвоенные и военные года имела как серьезные достижения, так и впечатляющие неудачи. На первом этапе войны с появлением Т-34 немцам пришлось догонять нас и создавать образцы танков и противотанковой артиллерии, способные противостоять угрозам, создаваемым Т-34.Они довольно быстро решили эту задачу и уже к концу 1942 году у вермахта были более совершенные танки и средства борьбы с советской танковой угрозой. На втором этапе войны уже советским танкостроителям пришлось догонять немцев, но достичь полного паритета с ними по основным тактико–техническим характеристикам танков до конца войны так и не удалось.

Этапы становления советских легких танков в предвоенный период, в том числе семейства БТ и легкого танка Т-50 изложены в материале, а становление средних таков Т-28, Т-34 и тяжелых Т-35, КВ-1, КВ-2 в материале. В настоящей статье рассматриваются советские танки, которые разрабатывались и выпускались в период Великой Отечественной войны.

Легкие танки Т-60, Т-70, Т-80

Через несколько дней посла начала войны московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства плавающего танка Т-40 и переоборудовании завода под выпуск лёгкого танка Т-50.

1566314926 50

Для организации производства этого довольно сложного танка требовалась полная реконструкция завода, приспособленного только под выпуск простенького Т-40, в связи с этим руководство завода не очень-то стремилось готовить производство под выпуск нового танка. Под руководством главного конструктора линейки советских плавающих танков Астрова уже в июле разрабатывается и изготавливается образец легкого танка на базе хорошо освоенного в производстве плавающего Т-40 и предлагается организовать производство этого танка. Сталин утвердил это предложение и так вместо удачного легкого танка Т-50 в производство пошел Т-60, который по своим характеристикам был намного хуже. Такое решение основывалось на необходимости в экстремальных условиях военного времени и колоссальных потерь танков в первые месяцы войны быстро освоить массовое производство конструктивно и технологически простого танка на базе агрегатов грузовых автомобилей. Танк Т-60 серийно производился с сентября 1941 года по февраль 1943 года, всего было выпущено 5839 танков.

1566314928 t 40

Конечно Т-60 никак не мог заменить Т-50, который на то время был одним из лучших в мире легких танков весом 13,8 тонн, экипажем четыре человека, вооруженный 45-мм полуавтоматической пушкой, имеющий противоснарядное бронирование, и с мощной силовой установкой на базе дизельного двигателя В-3 мощностью 300 л.с. Внешне он был как уменьшенная копия Т-34 и обладал великолепными тактико-техническими характеристиками для своего класса машин.

1566315026 60

Танк Т-60, как говорится, и «рядом с ним не стоял», его характеристики и близко не приближались к Т-50. Т-60 был «сухопутным» вариантом плавающего танка Т-40 со всеми его недостатками. Т-60 принял концепцию и компоновку Т-40 с максимальным использованием узлов и агрегатов последнего. Так вместо достойного легкого танка был запущен в серию простенький и суррогатный Т-60, о котором потом недобрым словом отзывались многие советские танкисты.

Трансмиссионное отделение танка располагалось впереди, за ним отделение управления с бронированной рубкой механика –водителя, по центру корпуса боевое отделение со смещенной влево башней и справа двигателем, в корме танка топливные баки и радиаторы двигателя. Экипаж танка был два человека – командир и механик-водитель.

Вооружение танка состояло из 20мм автоматической пушки ТНШ-1 L/82,4 и спаренного 7,62мм пулемета ДТ.

В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., являющийся модификацией дефорсированного двигателя ГАЗ-11 с плавающего танка Т-40 мощностью 85 л.с. с целью повышения его надежности. Двигатель запускался с помощью механической рукоятки. Использование стартера разрешалось только при прогретом двигателе. Для прогрева двигателя использовался котел, который разогревался с помощью паяльной лампы. Танк развивал скорость по шоссе 42 км/час и обеспечивал запас хода 450 км.

Ходовая часть была унаследована от танка Т-40 и на каждый борт содержала четыре односкатных обрезиненных катка малого диаметра и три поддерживающих катка. Подвеска была индивидуальная торсионная без амортизаторов.

То есть танк Т-50 по огневой мощи, защищенности и подвижности существенно превосходил танк Т-60, но в серию пошел «смертник» Т-60, поскольку легко было организовать его серийное производство.

Дальнейшим развитием Т-60 стал танк Т-70, разработанный в ноябре 1941 года и принятый на вооружение в январе 1942 года. С февраля 1942 года по осень 1943 года выпущено 8226 танков. Разработка Т-70 была направлена на повышение огневой мощи путем установки полуавтоматической 45-мм пушки 20-К L/46, повышение подвижности за счет установки силового агрегат ГАЗ-203, содержащего спарку двигателей ГАЗ – 202 мощностью по 70 л.с. и усиления бронирования лба корпуса низа до 45мм и лба и бортов башни до 35мм.

1566315065 70

Установка спарки двигателей потребовала удлинение корпуса танка и введение еще одного опорного катка в ходовой части. Вес танка увеличился до 9,8 тонн, экипаж сохранился два человека.

Увеличение веса танка привело к резкому снижения надежности ходовой части, в связи с этим ходовая была модернизирована и запущена в серию модификация танка Т-70М.

Самым главным недостатком танков Т-60 и Т-70 был наличие экипажа из двух человек. Командир был перегружен возложенными на него функциями командира, наводчика и заряжающего и не справлялся с ними. Даже сейчас, при совершенно другом уровне развития техники, танк с экипажем два человека пока что не реализуем из-за принципиальной несовместимости функций командира и наводчика.

1566315093 t 80

Для двухместной башни диаметр погона был увеличен с 966мм до 1112мм, в связи с увеличением внутреннего объема башни увеличились ее габариты и вес, при этом вес танка достиг 11,6 тонн и требовалась более мощная силовая установка. Было принято решение форсировать силовую установку ГАЗ-203 до мощности 170 л.с., что привело к резкому снижению ее надежности при эксплуатации танка.

Танк Т-80 просуществовал недолго, в апреле 1943 года было начато его серийное производство и в августе прекращено, всего было выпущено 70 танков Т-80. Причин для этого было несколько.

Танк по своим низким характеристикам в 1943 году никак не удовлетворял возросшие требования к танку, а по результатам боев на Курской дуге всем стало ясно, что не только Т-70 (Т-80), но и Т-34-76 не могут противостоять новым немецким танкам, и требуется разработка нового более мощного танка. К этому времени было отлажено и оптимизировано массовое производство Т-34, снижена его стоимость и обеспечено удовлетворительное качество, а армии требовалось большое количество самоходных установок СУ-76М, созданных на базе танка Т-70 и заводские мощности были переориентированы на производство самоходок СУ-76М.

По сравнению с уже устаревшим легким немецким Pz.Kpfw.II Т-70 имел несколько лучшую бронезащиту, но из-за наличия экипажа в количестве двух человек значительно уступал ему в управляемости на поле боя.

Бронезащищенность танка была низкая и он легко поражался практически всеми танками и противотанковыми средствами, имеющимися на вооружении в то время в немецкой армии. Вооружение танка было недостаточным для поражений танков противника, на 1943 год в немецкой армии были уже хорошо защищенные танки Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.V, 45-мм пушка Т-70 никак не могла их поразить. Мощь 45-мм пушки была явно недостаточной как для борьбы с вражескими противотанковыми орудиями, так и с немецкой бронетехникой, лобовая броня даже средних модернизированных PzKpfw III и PzKpfw IV могла быть пробита только с предельно малых дистанций.

Это объяснялось и тем, что с появлением на поле боя в больших количествах Т-34 вермахт качественно усилил танковую и противотанковую артиллерию. В течение 1942 года в вермахт начали поступать танки, САУ и противотанковые пушки, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, поражающие Т-70 на любых ракурсах и дистанциях боя. Особенно были уязвимы борта танка даже для артиллерии меньших калибров, вплоть до устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36. В таком противостоянии Т-70 не имел никаких шансов, при хорошо подготовленной противотанковой обороне подразделения Т-70 были обречены на высокие потери. Из-за низкой эффективности и высоких потерь Т-70 пользовался в армии нелестной репутацией и к нему было в основном негативное отношение.

Апогеем боевого применения Т-70 стала битва на Курской дуге. В Прохоровском сражении в двух корпусах первого эшелона из 368 танков было 38,8% танков Т-70. В результате боя наши танкисты понесли страшные потери, 29-й танковый корпус потерял 77% участвующих в атаке танков, а 18-й танковый корпус 56% танков. Во многом это объяснялось и наличием в ряду атакующих танков практически незащищенных от мощных немецких противотанковых средств легких танков Т-70. После Курской битвы Т-70 был снят с производства.

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-34-76 на первом этапе войны вполне был конкурентноспособен со средними и немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV. С установкой на танк PzKpfw IV длинноствольной 75-мм пушки KwK 40 L/48 и особенно с появлением Pz.Kpfw.V «Panther» с мощной длинноствольной 75-мм пушкой KwK 42 L/70 и Pz.Kpfw.VI Tiger с длинноствольной 88-мм пушкой KwK 36 L/56, танк Т-34-76 стал поражаем этими танками с дистанции 1000-1500 м, а поразить их он мог с дистанции не более 500 м. В связи с этим серьезно встал вопрос установки на танк более мощной пушки.

1566315178 t 34

Рассматривалось два варианта установки 85-мм пушки, уже применяемой на тяжелых танках КВ-85 и ИС-1 пушки Д-5Т и 85-мм пушки С-53. Для установки новой пушки требовалось увеличение погона башни с 1420мм до 1600мм и разработка более вместительной башни.

За основу была взята башня опытного среднего танка Т-43. Башня проектировалась для двух вариантов пушек. Пушка Д-5Т была более громоздкая и затрудняла работу заряжающего в ограниченном объеме башни, в итоге танк был принят на вооружение с пушкой С-53, но первые партии танков выпускались и с пушкой Д-5Т.

Увеличение огневой мощи и защищенности танка не помогло поставить его в один ряд с немецкими Pz.Kpfw.V «Panther»и Pz.Kpfw.VI Tiger. Лобовая броня у Pz.Kpfw.VI Tiger была толщиной 100мм, а у Pz.Kpfw.V «Panther» 60-80мм, и их пушки могли поражать Т-34-85 с дистанции 1000-1500м, а последний пробивал их броню только на дистанции 800—1000 метров и только на дистанции около 500 метров самые толстые места лба башни.

Недостаточность огневой мощи и защищенности Т-34-85 приходилось компенсировать за счет их массированного и грамотного применения, улучшения управления танковыми войсками и налаживанием взаимодействия с другими родами войск. Ведущая роль в борьбе с танками противника в значительной мере перешла к тяжёлым танкам семейства ИС и САУ.

Тяжелые танки КВ-85 и ИС-1

С появлением в 1942 году немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger советский тяжелый танк КВ-1 с недостаточной лобовой защитой и вооруженный 76,2-мм пушкой ЗИС-5 L/ 41,6 уже не мог на равных противостоять им. Pz.Kpfw.VI Tiger поражал КВ-1 практически на всех дистанциях реального боя, а 76,2-мм пушка КВ-1 могла пробить только бортовую и кормовую броню этого танка с дистанций, не превышающих 200 м.

Встал вопрос разработки нового тяжелого танка, вооруженного 85-мм пушкой и в феврале 1942 года было принято решение разработать новый тяжелый танк ИС-1, для него была разработана 85-мм пушка Д-5Т и, для ее установки в танке, новая башня с увеличенным до 1800мм диаметром погона башни.

Танк КВ-85 был переходной моделью между КВ-1 и ИС-1, от первого была заимствована ходовая часть и многие элементы бронирования корпуса, а от второго увеличенная башня.

После проведения сокращенного цикла испытаний танк КВ-85 в августе 1943 года был принят на вооружение. Танк производился с августа по ноябрь 1943 года и был снят с производства в связи запуском в серию более совершенного танка ИС-1. Всего было выпущено 148 танков.

1566315279 85

Танк КВ-85 был классической компоновки с экипажем 4 человека. Стрелка-радиста пришлось исключить из экипажа, поскольку установка более крупной башни не позволяла разместить его в корпусе. Лобовой лист оказался ломанным, так как для новой башни пришлось устанавливать подбашенную коробку. Башня была сварной, броневые листы располагались с рациональными углами наклона. На крыше башни имелась командирская башенка. В связи с исключением из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет устанавливался неподвижно в корпусе танка и управлялся механиком-водителем.

Вооружение танка состояло из длинноствольной 85-мм пушки Д-5Т L/52 и трех 7,62мм пулеметов ДТ.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 42 км/час и запас хода 330 км.

Ходовая часть была заимствована с танка КВ-1 со всеми ее недостатками и содержала на один борт шесть сдвоенных опорных катков небольшого диаметра с торсионной подвеской и три поддерживающих катка. Использование ходовой КВ-1 приводило к ее перегрузке и частым поломкам.

Танк КВ-85 по огневой мощи и защищенности проигрывал немецким Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и использовался в основном для прорыва заранее подготовленной обороны противника, при этом он нес большие потери.

Защита танка могла противостоять только от огня немецких пушек калибром менее 75 мм, наиболее распространённая на тот период немецкая противотанковая 75-мм пушка Pak 40 успешно поражала его. Любое немецкое 88-мм орудие легко пробивало броню корпуса КВ-85 с любой дистанции. Пушка танка КВ-85 могла бороться с новыми немецкими тяжёлыми танками только на дистанциях до 1000м. Тем не менее, как временное решение, возникшее в 1943 году, КВ-85 был удачной конструкцией в качестве переходной модели к более мощным тяжёлым танкам семейства ИС.

С проверкой на КВ-85 новой башни с 85-мм пушкой продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием. Танк ИС-1 был принят на вооружение в сентябре 1943 года, его серийное производство продолжалось с октября 1943 по январь 1944, всего было выпущено 107 танков.

1566315304 is 1

Компоновка танка была аналогична КВ-85 с экипажем 4 человека. За счет более плотной компоновки танка его вес уменьшился до 44,2 тонны, что облегчило работоспособность ходовой и повысило ее надежность

В качестве силовой установки использовался двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с.. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 150 км. Ходовая часть использовалась от танка КВ-85.

Танк ИС-1 стал переходной моделью к ИС-2 с более мощным вооружением

Тяжелые танки ИС-2 и ИС-3

Танк ИС-2 по сути был модернизацией ИС-1, направленной на дальнейшее повышение его огневой мощи. По компоновке он принципиально не отличался от ИС-1 и КВ-85. За счет более плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя, что зачастую приводило к его гибели при поражении танка.

1566315355 2

Для танка ИС-2 специально была разработана 122-мм пушка Д-25Т, башня ИС-1 имела резерв по модернизации и позволяла без серьезных переделок поставить более мощную пушку.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 240 км.

Танк ИС-2 был гораздо сильнее защищён, чем Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и незначительно уступал только Pz.Kpfw.VI Tiger II. Тем не менее, 88-мм пушка KwK 36 L/56 пробивала нижний лобовой лист с дистанции 450 м, а противотанковая 88-мм пушка Pak 43 L/71 на средних и дальних дистанциях пробивала башню с дистанции порядка 1000 м. При этом 122-мм пушка ИС-2 пробивала верхнюю лобовую деталь Pz.Kpfw.VI Tiger II только с дистанции до 600 м.

Поскольку основным назначением советских тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то серьезное внимание уделялось осколочно-фугасному действию снарядов 85-мм пушки.

Танк ИС-2 был самым мощным советским танком, принимавшим участие в войне, и одной из сильнейших машин в классе тяжёлых танков. Он был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих характеристик мог противостоять немецким танкам второй половины войны и обеспечивал проведение наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной обороны.

Танк ИС-3 был последней моделью в этой серии тяжелых танков. Он был разработан уже в конце войны и в боевых действиях участие не принимал, он только прошел на параде в Берлине в сентябре 1945 года в честь победы союзных войск во Второй мировой войне.

1566315415 3

По компоновке и вооружению это был танк ИС-2. Основная задача ставилась в существенном повышении его бронезащищенности. При разработке танка были учтены выводы и рекомендации по результатам использования танков во время войны, особое внимание было обращено на массовое поражение лобовых частей защиты корпуса и башни. На базе ИС-2 были разработаны новые корпус и башня обтекаемой формы.

Силовая установка, вооружение и ходовая были заимствованы у танка ИС-2. В связи с множеством конструктивных недостатков танка, которые так и не удалось устранить, ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.

Источник

Легендарные советские танки времен Великой Отечественной войны

Танки ИС («Иосиф Сталин») появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Танки ИС («Иосиф Сталин») появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими «Тиграми», лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный «Ворошилов» воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими «Тиграми», лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный «Ворошилов» воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Источник

Главные советские танки Второй мировой войны

КВ-1 и КВ-2

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

30

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

31

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

Когда Красная армия перешла в наступление, вновь потребовались танки, вооружённые мощными 152-мм пушками. Такие боевые машины быстро создали, причём используя ходовую часть танка КВ. Это были самоходные артиллерийские установки Су-152.

Т-34 – лучший танк столетия

1

Непобедимый

3

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

Танк Т-34 прошёл всю Великую Отечественную войну от первого её дня и до последнего: первый бой «тридцатьчетвёрки» приняли 22 июня 1 941 г. на западной границе, а закончили войну 10 мая 1945 г. в освобождённой Праге.

2

Новая «тридцатьчетвёрка»

Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

4

5

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

8

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

6

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

Экипажи для ИС-2 и ИС-3 готовили тщательно. Управлять танком ИС доверяли только офицерам! Это уже были не вчерашние шофёры или трактористы, прошедшие ускоренный курс подготовки, а квалифицированные военные инженеры.

7

Лёгкие танки

Основу танковых войск всех стран мира в 1920–1930 гг. составляли лёгкие танки (их вес не превышал 20 т). Вооружались они пушками калибра от 20 до 45 мм. В начале Второй мировой войны стало ясно, что их бронирование, мощь и вооружение уже не соответствуют времени. Танкостроители все силы направили Т-60 на создание тяжёлых и средних танков с противоснарядным бронированием. Однако лёгкие танки выпускали и применяли до конца Второй мировой войны. Но это были машины нового поколения с более мощным бронированием, отличной проходимостью, высокой скоростью и маневренностью. Так, советские лёгкие танки Т-60 образца 1941 г. и пришедшие им на смену в 1942 г. Т-70 были прикрыты 35- и 40-мм бронёй соответственно. Так, если довоенный БТ-7 весил почти 14 т, то Т-70, оснащённый 45-мм пушкой, был в полтора раза легче и на полметра ниже. Это давало ему преимущества на поле боя.

28

29

Источник