какие танки существуют в мире

Самые современные и мощные танки в мире

1441049667 12

Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности

Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.

Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.

Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.

Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.

Т-14 «Армата» (Россия)

Год принятия на вооружение: 2016 (планы)

Боевая масса, т: до 55

Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)

Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 10–12

Калибр пулемета, мм: 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: до 1500

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: до 75

Запас хода по шоссе, км: до 600

1441049646 11

Год принятия на вооружение: 2015 (планы)

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: до 10

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450

1441049646 10

Год принятия на вооружение: 2012

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 28

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450

1441049616 9

Год принятия на вооружение: 2011

Боевая масса, т: 58,5

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 39

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1400

Удельная мощность, л.с./т: 23,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450

1441049650 8


Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.

Тип 99А2 (Китай)

Год принятия на вооружение: 2011

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 41

Скорострельность, выстр./мин.: 7

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Читайте в рубрике «Оборона»
Игры кончились. Что в остатке?Что получает Россия, проводя Армейские международные игры Игры кончились. Что в остатке?
Удельная мощность, л.с./т: 25,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450

1441049575 7


Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) — один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту — как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков — участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.

БМ «Оплот» (Украина)

Год принятия на вооружение: 2009

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500

1441049617 5

Год принятия на вооружение: 2009

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 48

Скорострельность, выстр./мин.: 8–10

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500

1441049664 4

Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)

Боевая масса, т: 62,5

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная

Боекомплект, выстрелов: 52

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 19,2

Максимальная скорость, км/ч: 56

Запас хода по шоссе, км: 400

1441049624 3

Год принятия на вооружение: 2004

Боевая масса, т: 59,9

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 44

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 25

Максимальная скорость, км/ч: 72

Запас хода по шоссе, км: 550

1441049635 2


Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М — шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» — как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.

«Абрамс» M1A2 SEP (США)

Источник

Семь лучших танков современности

Западным журналистам вслед за политиками не дает покоя мысль, что Россия смогла создать танки, превосходящие по качеству западные аналоги. Так, журнал Forbes в довольно-таки объемной статье провел сравнение между основными массовыми танками России, Германии, США, КНР и Франции, соответственно критической оценке подверглись следующие образцы: Т90, Leopard-2, M1A2 SEP V2 Abrams, MBT-2000 и AMX-56 Leclerc. Добавим в этот список справедливости ради еще и британский танк Challenger 2 и сравним эти шесть образцов с целью определить истинного лидера. Принцип оценки сведем к самому простому: сравним технические характеристики машин, систем защиты и вооружения, стоимость их производства, эффективность боевого использования, спрос на мировом рынке вооружений, по совокупности этих данных можно определить лучшую машину. В этот список, пожалуй, также стоит внести израильский танк ошлбд (Меркава).

1504902498 1

Конечно, можно было бы рассмотреть другие отменные образцы танкостроения, как, например, японский основной танк «Тип-10» или южнокорейский основной танк К2 «Черная пантера», но, учитывая их относительно малое производство и отсутствие примеров боевого применения, пока откажемся от рассмотрения этих кандидатур в рейтинге на звание лучшего танка в мире. Российский танк Т14 «Армата» пока нет смысла рассматривать, поскольку этот образец еще не принят на вооружение.

Западные СМИ практически в унисон воспевают достоинства американского танка M1A2 SEP V2 Abrams, называя его вершиной технического совершенства в мировом танкостроении, ну что ж, пусть эти дифирамбы останутся на их совести, перейдем к фактам. Прежде всего стоит отметить, что этот танк является старой разработкой (серийное производство началось 28 февраля 1980 года), которая множество раз подвергалась модернизации. Но в целом машина себя неплохо зарекомендовала. Она оснащена 1500 сильным газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500, при боевом весе 64 тонны эта машина может развивать максимальную скорость по подготовленному пути до 67 км в час, по слабопересеченной местности до 30 км/ч при запасе хода 426 км. Удельная мощность – 23,8 л.с. на тонну. Танк хорошо защищен, толщина лобовой брони у него 650 мм, кроме собственной композитной брони, он защищен дополнительными панелями и имеет активную и динамическую защиту. Машина оснащена панорамным прицелом, тепловизором, лазерным дальномером, системой глобального позиционирования, управления и связи, жидкокристаллические цветные дисплеи (на которых отображается вся необходимая информация в цифровом и графическом видах) большого разрешения позволяют командиру видеть картину боя. Дальномер способен определять дистанцию до цели, подлежащей поражению, почти до 5 км, основной прицел оснащен стабилизатором.

Чем же на все вышеперечисленное может ответить российский основной танк Т90, рассмотрим его модификации Т90СМ и Т90АМ. Машина оснащена V-образным 12-цилиндровым дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения с турбонаддувом В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. При боевом весе 48 т танк способен развивать скорость 65–70 км/ч по подготовленной трассе и до 45–50 км/ч по пересеченной местности. Отношение веса танка к мощности двигателя 24 л.с. на тонну т.е. лучше, чем у M1A2 SEP V2 Abrams. Давление гусениц на единицу поверхности у Т90АМ на 10% ниже, чем у американского танка, соответственно проходимость русской машины – выше.

Вооружение танка Т90АМ тоже внушительное: гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-5 с автоматическим заряжанием и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТМ, а также 7,62 мм зенитная установка УДП Т05БВ-1. Экипаж танка – три человека (заряжающего – нет). Т-90 продемонстрировал исключительную надежность в текущих войнах в Ираке и Сирии.

АМЕРИКАНЕЦ ПРОТИВ РУССКОГО

Можно принять во внимание и тот факт, что в наши дни танки Abrams в Ираке и Йемене демонстрируют себя не лучшим образом. Но в данном случае есть два нюанса, во-первых – это машины старые, во-вторых – ими управляют «безрукие» арабские экипажи.

Опять же этому танку явно не стоит встречаться на поле боя с Т90АМ, у «Леопарда» мало шансов выйти из этой схватки победителем, а его хваленая защита бессильна против современных российских противотанковых средств.

MBT-2000 И AMX-56 LECLERC

Танк AMX-56 Leclerc – очередное доказательство амбициозности французов. Они вполне могли бы обойтись, как и другие страны континентальной западной Европы, немецкими монстрами Leopard 2 или американскими Abrams. Но нет, Париж во всем идет своей дорогой, несмотря на финансовые затраты. Эта машина серийно производилась в течение 15 лет начиная с 1992 года, в настоящее время 406 танков находятся в собственности армии Франции, а 388 – на вооружении военных ОАЭ. Вес машины достигает 54,6 т. Ее 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью в 1500 л.с. позволяет разогнаться танку до 71 км/ч на подготовленной трассе и до 40 км/ч на слабопересеченной местности и обеспечивает запас хода 550 км. Сразу замечу, что и этот танк в российских условиях не испытывался и, берусь предположить, он здесь не проявит себя, также как и другие иностранные образцы.

Вооружение AMX-56 – гладкоствольное орудие CN-120-26, которое имеет два стабилизатора, в распоряжении экипажа тепловизор, дальномер, комбинированный прицел наводчика и панорамный командирский прицел. Пушка танка AMX-56 оснащена автоматом заряжания. ТТХ этого орудия сопоставимы с характеристиками немецкой гладкоствольной танковой пушки Rh 120, боеприпасы пушек танков Abrams и Leopard подходят для французского танкового орудия CN-120-26. Дополнительное вооружение «Леклерка» – пулеметы: M2HB-QBC калибра 12,7 мм и F1 калибра 7,62 мм. Экипаж AMX-56 Leclerc – три человека. Танк неплохой, он хорошо себя зарекомендовал в боевых действиях в Йемене, но опять же для войны в условиях российских климата и ландшафта вряд ли подходит.

«МЕРКАВА» И CHALLENGER 2

Израильский танк «Меркава» еще десять лет назад считался чуть ли не одним из лучших в мире, сейчас его оценивают гораздо скромнее. Несмотря на то что танк очень тяжелый, вес его достигает 70 т, броня «Меркавы», чья толщина эквивалента 750 мм, не эффективна, против современных бронебойно-подкалиберных снарядов она не устоит. В качестве активной защиты используется КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»). В бою эти машины показывают себя не с лучшей стороны, здесь сказывается и плохая выучка израильских танкистов, но главным образом дело в технических недочетах самих танков. Известно, что российский ПТРК «Корнет» наводит ужас на израильских танкистов. «Меркава» производится по принципу с мира по нитке: 28% комплектующих – иностранного производства. Модификация «Меркава-4» имеет 1500-сильный дизельный двигатель, которой позволяет ей разогнаться на подготовленной трассе до 60 км/ч, на слабопересеченной местности до 30 км/ч, запас хода – до 500 км. Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой MG253 и двумя пулеметами 7,62 мм FN MAG, некоторые образцы вооружены пулеметом 12,7 ммM2HB и мортирой. Экипаж машины – 4 человека. В боезапас танка входит ПТУР LAHAT. СУО практически копирует таковую танка Abrams, в распоряжении наводчика прицел с тепловизором и автосопровождением цели, у командира панорамный прицел с теми же функциями, вдобавок есть резервные оптические и ИК-прицелы.

МИРОВОЙ ТАНКОВЫЙ РЫНОК

По мнению журнала Forbes, бесспорным коммерческим лидером двух первых декад XXI века является российский танк Т90МС, который, кстати, занимает важную нишу в экспорте вооружений РФ.

Сейчас у производителя этих танков два новых контракта на поставку за рубеж: первую партию из 73 машин получит Ирак, еще 64 единицы техники этого типа поставит на вооружение Вьетнам. В ближайшем будущем планируется подписать контракт на поставку 146 танков Т-90МС в Кувейт, а также развернуть сборочное производство в Египте. Всего с учетом поставок боеприпасов, расходных материалов, запчастей и прочего продажи принесут российским танкостроителям не менее 400–500 млн долл. дохода. Всего произведено более 2100 танков Т-90 разных модификаций, из них более 1500 отправлено на экспорт. По существующим контрактам в ближайшие годы будет продано за рубеж еще более 1 тыс. новых танков. Ожидается увеличение портфеля заказов до 1600 танков и более.

Сейчас Т-90 стоит на вооружении армий 38 разных стран, это лучший результат по продажам в мире. Мало того что у этого танка низкая себестоимость, а следовательно, и конечная цена (118 млн руб.), он практически по всем показателям переигрывает конкурентов по качеству.

Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире, как мы видим, это утверждение далеко от истины. Эта машина поставлялась в 21 страну мира, в основном в Северную и Западную Европу, а также в Турцию. Последняя очень неудачно использовала их в Сирии в ходе проведения операции «Щит Евфрата».

Leopard 2A6 стоит 6,79 млн долл., а Leopard 2 A7+ больше 10 млн долл. Всего было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из них 300 единиц находится на вооружении Бундесвера, остальное ушло за рубеж. Производство этого танка остановлено и его экспорт тоже. В списке продаж на второе место в мировом рейтинге претендует китайский основной танк MBT-2000. При стоимости 4,7 млн долл. за единицу Поднебесная продала свои машины Марокко (150 ед.), Мьянме (150 ед.), Шри-Ланке (22 ед.), Бангладешу (44 ед.). Пакистану было поставлено 415 танков и там же построен сборочный завод, где выпускается тот же танк под наименованием Al-Khalid.

Стоимость одного M1A2 SEP Abrams тоже очень кусается: она варьируется, но в основном составляет примерно 8,6 млн долл., поэтому покупатели не стремятся приобрести новый танк в полной технической комплектации. На экспорт идут более простые по оснащению старые образцы, которые берутся с хранения, подвергаются капитальному ремонту, главным образом замене подлежат двигатели, пушка и СУО. К примеру, Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams. На вооружении этот танк состоит в армиях шести стран (кроме США). Всего американским военпромом продано за рубеж 2217 танков M1, из них около 750 в улучшенной комплектации M1A2. Перспектив в освоении мирового рынка у этого танка нет. К тому же в настоящее время в США производится всего 12 машин этого типа в год.

Франция начала серийное производство AMX-56 Leclerc в 1990 году. С тех пор 406 танков получила французская армия, а экспортировать удалось лишь 388 машин, тех же британских танков Challenger 2 при стоимости 8,6 млн долл. за единицу было продано за рубеж всего 38 штук. Что касается танков Leclerc, единственным покупателем чуда французского танкостроения оказались Объединенные Арабские Эмираты. Стоимость одного французского танка немалая – 9,3 млн евро. «Меркава» оценивается производителем в 6 млн долл., но здесь все проще, этот танк из-за его технических недочетов никто, кроме Сингапура, покупать не хочет, последний подписал контракт всего на 50 машин.

Источник

Лидеры танкового рынка

Основные боевые танки остаются одним из наиболее популярных товаров на международном рынке вооружений и техники. Свою продукцию такого рода предлагают несколько стран, и часть таких изделий показывает выдающиеся коммерческие успехи. В последние десятилетия самыми экспортируемыми ОБТ на рынке стали российский Т-90, немецкий Leopard 2 и американский M1 Abrams.

Самый популярный

В 1999 г. был подписан первый экспортный контракт на продажу ОБТ Т-90С. В следующие годы появилось несколько подобных соглашений, по результатам чего Т-90С и его модификации стали самыми продаваемыми танками современности. Для удовлетворения потребностей заказчиков производство таких ОБТ ведется как в нашей стране, так и за рубежом по лицензии.

Крупнейшим покупателем Т-90С, фактически определившим его коммерческий успех, стала Индия. Именно она в 1999 г. стала стартовым иностранным заказчиком, а затем наладила лицензионную сборку. По известным данным, сейчас в строевых частях имеется более 1000 танков Т-90С и несколько сотен выведены в резерв. Также важными заказчиками стали Алжир и Азербайджан – 400 и 100 танков соответственно. Другие страны ограничивались закупкой десятков или единиц техники.

Производство Т-90С и его модификаций по имеющимся заказам продолжается до сих пор. Кроме того, регулярно появляются сообщения о возможном появлении новых экспортных контрактов. Количество экспортированных и лицензионных Т-90С приближается к 2 тысячам. Выполнение имеющихся заказов, не считая ожидаемых, увеличит это число.

Важно, что речь идет о танках новой сборки. Экспортные Т-90 в основном производятся с нуля и специально для конкретных заказчиков. Готовая техника из российских частей или с хранения передавалась лишь отдельным заказчикам и в минимальных количествах.

Причины коммерческого успеха Т-90 и его модификаций очевидны. Этот ОБТ обладает наиболее выгодным соотношением цены и характеристик. С точки зрения подвижности, защиты и вооружений Т-90С отвечает современным требованиям. Предлагаемые проекты модернизации позволяют повысить все основные характеристики и качества. При этом танк остается относительно дешевым – стоимость современного Т-90СМ не превышает 4,5 млн долл., что значительно меньше цен на зарубежную технику.

Подержанные «немцы»

По общим объемам экспорта – с определенными оговорками – с российским Т-90С могут сравниться немецкие ОБТ Leopard 2. Техника этого типа в разных модификациях производится с конца семидесятых годов, и к настоящему времени было построено ок. 3600 танков. Основным заказчиком этой техники до определенного времени оставались вооруженные силы ФРГ. Массовые экспортные поставки начались позже.

После окончания Холодной войны командование Бундесвера приняло решение о резком сокращении количества танков в строевых частях. Танковые войска сократили и после ряда преобразований в Германии продолжает службу чуть более 300 танков Leopard 2, в основном поздних модификаций. Прочую технику выводили в резерв, а затем выставляли на продажу. Кроме того, продолжалось производство танков – в основном для экспорта.

С начала девяностых годов и до настоящего времени Германия продала более 2800 ОБТ семейства «Леопард-2», и около двух третей этого количества пришлось на машины из наличия. Основными покупателями такой техники стали европейские государства, желавшие обновить парк бронетанковых войск при ограниченных тратах. Также танками интересовались страны Северной и Южной Америки и Азии. Впрочем, не во всех случаях переговоры дошли до контрактов. Руководство страны запретило продажу техники нескольким зарубежным странам.

Интересен тот факт, что некоторые бронемашины успели сменить нескольких хозяев. Так, в начале девяностых несколько сотен ОБТ приобрели Нидерланды. В дальнейшем они отказались от танков, и значительное число подержанных машин продали Канаде. Несколько таких танков затем вернулись в ФРГ, где прошли модернизацию и вернулись на службу.

Причины популярности немецких ОБТ линейки «Леопард-2» достаточно просты. Бундесвер делал серьезную скидку «за подержанность», и покупатель мог получить танк с достаточно высокими характеристиками и остатками ресурса за приемлемые 1,5-2,5 млн долл. Впрочем, более поздние модификации серьезно подорожали. За Leopard 2A6 или 2A7 производитель просит не менее 5-6 млн долл.

Американская продукция

Значительными коммерческими успехами могут похвастаться американские танкостроители. ОБТ M1 Abrams первой модификации пошли в серию в начале восьмидесятых и изначально выпускались только для армии США. В дальнейшем появились первые экспортные контракты, и к настоящему времени «Абрамс» смог выйти в число лидеров по продажам.

Всего было выпущено более 10 тыс. танков M1 – большая их часть пошла в собственную армию. За рубеж отправилось ок. 2200 машин, как новых, так и снятых с эксплуатации. При этом такую технику приобрели всего шесть стран, имеющих хорошие отношения с Вашингтоном.

Крупнейшим зарубежным эксплуатантом танков семейства Abrams является армия Египта. Она приобрела ок. 1200 ОБТ версии M1A1. Закупались как готовые танки, так и сборочные комплекты. Большая часть такой техники остается в эксплуатации, хотя несколько десятков машин пришлось вывести в резерв. Саудовская Аравия приобрела ок. 400 танков версии M1A2 и доработанной модификации M1A2SA. Кувейт получил свыше 200 танков «A2». Ирак, Австралия и Марокко были вынуждены ограничиться несколькими десятками танков.

В рекламных материалах утверждается, что современные версии ОБТ M1 Abrams выгодно отличаются от другой техники повышенными характеристиками и улучшенными боевыми качествами. Однако эти танки, в зависимости от модификации, могут быть весьма дорогими. Так, M1A1 для Австралии, взятые с хранения и отремонтированные, стоили ок. 1,2 млн долл. за штуку, а стоимость последних модификаций может достигать 8-9 млн долл.

Нетрудно заметить, что США при производстве своих «Абрамсов» уделяли основное внимание собственному перевооружению, тогда как экспорт техники не был приоритетом. Кроме того, на коммерческих перспективах американских ОБТ сказались высокая стоимость и готовность к сотрудничеству только с ограниченным кругом дружественных государств. Впрочем, все это не помешало получению весьма примечательных результатов.

И другие

Помимо России, Германии и США свои ОБТ сейчас производят и экспортируют другие страны. Прежде всего, это Китай. Промышленность КНР разработала целый ряд танков с разными характеристиками, предназначенных только для экспортных поставок. Некоторые из них пошли в серию и поставляются заказчикам. Тем не менее, по своей численности ни один из таких ОБТ пока не может конкурировать с лидерами рынка. Но Китай продолжает прорабатывать это направление и смотрит в будущее с оптимизмом.

Также следует отметить французский ОБТ Leclerc. Он производился с 1990 по 2008 г., и за это время выпустили ок. 860 ед. Более 400 танков приобрела армия Франции, а оставшиеся продали единственному зарубежному заказчику – Объединенным Арабским Эмиратам. Главной проблемой «Леклерка», ограничившей его экспортный потенциал, стала высокая стоимость. За счет самого современного радиоэлектронного оборудования танки последних серий стоили более 10 млн долл.

Настоящее и будущее

Ситуация на международном рынке ОБТ в последние десятилетия достаточно проста и предсказуема. Потенциальные покупатели выбирают технику по соотношению качества и стоимости. Кроме того, в некоторых случаях имеют значение политические факторы: не всегда конкретная страна может заключить контракт с конкретным поставщиком.

По всей видимости, нынешняя ситуация на рынке в обозримом будущем не претерпит серьезных изменений. Т-90С и его модификации будут оставаться самыми популярными новыми танками, а ведущее положение на рынке подержанных сохранит за собой Leopard 2.

Впрочем, уже имеются предпосылки для изменения такой ситуации. На рынке появляется новый крупный игрок – КНР. Кроме того, ведущие страны заняты разработкой перспективных танков, которые в будущем тоже смогут выйти на рынок. Однако такие процессы займут не один год, и пока ситуация меняться не должна.

Источник