какие танки умеют плавать

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ

photo thumb 771

Здесь предлагаю выкладывать всё о ПЛАВАЮЩИХ ТАНКАХ времён второй мировой. Очень интересный момент истории танкоразвития. Начну первым.

Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.

Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.

Существуют три возможности «научить» танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк_Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в. Темзе, Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.

В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход AM».

А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.

Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.

источник: Техника молодежи №2 за 1980 год. (Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА)

Источник

Плавучая броня. Малые танки Т-37А и Т-38

Как в Советском Союзе научили плавать бронированные гусеничные машины

Довоенную историю советских танков невозможно представить без плавающих бронированных машин Т-37А и Т-38. Как и Т-26 и танки серии БТ, они стали символом бронетанковых сил РККА 1930-х годов. И хотя слабость бронирования и вооружения не позволила плавающим танкам внести серьезный вклад в победу над Германией, эти небольшие двухместные машины оставались в строю вплоть до конца Великой Отечественной войны, доказывая, что при правильном применении и они могут приносить ощутимую пользу.

С берегов Темзы в Неву

Первые шаги в создании собственных танков советские конструкторы совершали методом проб и ошибок, оглядываясь на достижения соперников из капиталистического лагеря. И потому были обречены повторять и успехи, и ошибки своих конкурентов. Так случилось и с малыми плавающими танками. Их «прародителем» стал плавающий танк «Виккерс Карден-Лойд» А4. Построенный по заказу армейского командования, он на испытаниях весной 1931 года продемонстрировал неплохие показатели: по суше передвигался со скоростью до 50 км/ч, а по стоячей воде – до 9 км/ч. Вооружение у него было стандартным для малых танков – пулемет обычного винтовочного калибра, а экипаж состоял из двух человек.

В Советском Союзе внимательно следили за новинками фирмы «Виккерс», и уже несколько ее разработок (в том числе будущий самый массовый довоенный танк Т-26) приобрели для лицензионного выпуска на советских заводах. Но работы британских танкостроителей привлекали внимание командования РККА еще по одной причине. Британия была последовательным союзником Польши, считавшейся в то время главным потенциальным противником СССР. Поэтому информация о том, что весной 1931 года в Лондоне продемонстрировали малый плавающий танк, сразу была расценена как очень важная. Правда, точных сведений о самой машине не было, зато имелись ее фотографии. По ним-то и удалось установить, что подвеска новинки аналогична такой же у трактора, лицензию на который в СССР приобрели чуть раньше. Этих данных хватило, чтобы Управление по механизации и моторизации РККА отдало сразу двум конструкторским бюро распоряжение начать разработку собственных плавающих танков.

sdmZSckyLrkGz5OuaPfgGoiibjDS6FWlOAqiIX9Y

Первыми к решению этой задачи осенью 1931 года привлекли специалистов Опытно-конструкторского машиностроительного отдела (ОКМО) ленинградского завода «Большевик». Их работа над новинкой шла под шифром «Селезень», а позднее машина, которую можно считать первым советским малым плавающим танком, получила индекс Т-33. Внешне она была очень похожа на английского прародителя: вытянутый корытообразный корпус, поплавки на надгусеничных полках и сильно сдвинутое назад боевое отделение. Разница была только в том, что советский танк имел развитую подбашенную коробку с расположенной по центру башней и выступающий над нею колпак со смотровыми щелями.

4ckJVsDoBskYJdnUTVyVtwVHCiUlWEwfrbcfti20

Пока шла доработка Т-33, к созданию малого плавающего танка подключили еще одно конструкторское бюро. В конце зимы 1932 года специалисты КБ 2-го завода Всесоюзного автотракторного объединения в Москве приступили к разработке своего варианта танка-амфибии, имея те же исходные сведения, что и их коллеги на «Большевике». Но московские конструкторы решили не повторять форму британской машины, а создали свою, оригинальную. Их плавающий танк был короче и уже «прародителя», зато выше, боевое отделение уступом возвышалось над линией корпуса, а сдвинутая вправо башня была существенно большего размера. Эта машина получила индекс Т-41.

Танкисты учатся плавать

Результаты испытаний Т-33 и Т-41 оказались неудовлетворительными, и военные сделали заключение, что в представленном виде ни одна из машин не могла быть принята на вооружение. Оба проекта отправили на доработку, которая в конечном итоге привела к появлению на свет совершенно новой машины — малого плавающего танка Т-37А. Эта машина стала своего рода гибридом двух промежуточных моделей: московского Т-41 «серийного» (выпущенная после доработок серия из 12 машин) и ленинградского Т-37, ставшего развитием Т-33 и собранного в единственном опытном экземпляре. Компоновка Т-37А досталась от «сорок первого», ходовая часть — от «тридцать седьмого».

iGcu82bCqamNz1JEHZVe8OwKKCLVuOrB3fS5gnyW

В отличие от экспериментальных машин, у этих танков боевое отделение оказалось расположено по центру, поскольку в задней части корпуса разместили двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 лошадиных сил. Это позволяло танку развивать на суше скорость до 40 км/ч, а по воде – до 6 км/ч. Вооружение у Т-37А осталось достаточно слабым: всего лишь пулемет ДТ в шаровой установке. Впрочем, установить в небольшую башню танка что-то более серьезное было невозможно, а более тяжелое вооружение повысило бы вес танка, отняв у него плавучесть.

w5uCkn73YhKjBUqb44ey6W3PHUDh8dGNAQeUoboo

Малые плавающие танки Т-37А стали первыми в истории танкостроения СССР серийными машинами, способными передвигаться по воде. Да, их скорость в плавании была невелика, да и выполнять роль переправочных средств они оказались практически не способны, хотя военные настаивали и на таком использовании амфибий. Зато «тридцать седьмые» могли без подготовки преодолевать водные преграды, что и требовалось от разведывательного танка, и имели очень низкий силуэт. Так что не стоит удивляться, что, пусть с оговорками и требованиями доработок, но эти машины были приняты на вооружение. Серийное производство этих танков началось в 1933 году на московском 2-м заводе ВАТО, получившем к тому времени номер 37.

Справа налево и наоборот

Правда, когда Т-37А дошли до войск, выяснилось, что их недостатки с трудом уравновешиваются их достоинствами, если уравновешиваются вообще. Машины оказались гораздо менее скоростными, чем представлялось по итогам испытаний, и имели небольшой запас хода, с трудом двигались по бездорожью и часто теряли гусеницы. Обслуживание их требовало серьезных технических навыков, которых механикам-водителям из числа призывников, как правило, не хватало. Количество войсковых «рекламаций» росло как снежный ком, и командование РККА пришло к выводу: легче спроектировать на базе Т-37А новую машину, чем пытаться модернизировать имеющуюся. Соответствующее распоряжение КБ завода №37 получили в конце 1934 года, и это стало прологом к появлению Т-38.

Новый танк получился шире и ниже, чем Т-37А, поскольку конструкторы постарались придать ему более удобную для плавания форму. Подбашенная коробка тоже стала ниже, прежде всего за счет уменьшения ее высоты непосредственно под башней. Она, кстати, переехала на левую сторону, а место механика-водителя – на правую, за счет чего «тридцать восьмые» с первого взгляда отличались от «тридцать седьмых». Танк был представлен на испытания поздней осенью 1935 года, а в конце зимы 1936-го его приняли на вооружение Красной армии.

sHnosrZaejDzg9VyDgRTBJTkHoqjTnU5mo65pfRb

Машина оказалась лучше предшественника по ряду показателей, но, увы, унаследовала все его самые тяжелые «болезни». Т-38 тоже не слишком уверенно плавал, легко терял гусеницы, ему не хватало мощности двигателя, а экипажу было неудобно в тесном боевом отделении. Во время крупных маневров второй половины 1930-х выяснились и другие неприятные детали. Например, Т-38 не мог пересекать водные преграды даже с двумя бойцами десанта на броне, рискуя попросту уйти под воду. Даже без них от механика-водителя требовалось все его умение, чтобы в случае резкой остановки во время переправы не пустить машину ко дну. Дошло до того, что для повышения плавучести «тридцать восьмым», не имевшим поплавков в отличие от Т-37А, рекомендовано было ставить эти детали от неисправных старших братьев.

Слабость, которой надо уметь пользоваться

Тем не менее на предвоенных фотографиях, особенно с больших маневров, то и дело мелькают характерные силуэты Т-37А и Т-38. Причина простая: несмотря на все недостатки, ничего другого в распоряжении танкистов-разведчиков не было. Амфибии пусть неуверенно и медленно, но могли плавать, тогда как превосходившие их по множеству параметров бронеавтомобили этой возможности были лишены. А западные театры военных действий, прежде всего на границе с Польшей, изобиловали водными преградами.

К тому же оказалось, что именно малые плавающие танки наилучшим образом подходят для того, чтобы усилить ими воздушно-десантные войска. Десантировать их, правда, можно было только посадочным способом, но можно! Танки подвешивали на специальных кронштейнах под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, причем экипажи оставались в машинах. Как только самолет приземлялся и завершал пробег, штурман нажатием на специальный рычаг расцеплял кронштейны, и танк с ходу мог идти в бой. Их даже пробовали сбрасывать с небольшой высоты на воду и убедились, что и такой способ десантирования допустим, хотя экипажам это грозило травмами.

Но свою важную роль танки Т-37А и Т-38 сыграли, прежде всего в развитии отечественной школы танкостроения. Без опыта их разработки гораздо труднее шел бы процесс создания легких танков Т-40 и Т-60, сыгравших заметную роль в первой половине Великой Отечественной войны. И не будь «тридцать седьмых» и «тридцать восьмых», неизвестно, каким бы получился созданный вскоре после войны плавающий танк ПТ-76 – уникальная амфибия, стоявшая на вооружении советской и российской армий на протяжении шестидесяти лет, и как учились бы плавать наши БМП и БМД.

Источник

Плавающий танк

40px Crystal Clear app kedit.svg

390px PT 76 7 DOW TBiU 12 3

magnify clip

Содержание

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали ее танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух. В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

25px Wiki letter w.svg

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000‎ была создана модификация представляющая собой первый и единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50км/ч.

Примечания

Литература

См. также

40px Wiki letter w.svg

Полезное

Смотреть что такое «Плавающий танк» в других словарях:

танк — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? танка, чему? танку, (вижу) что? танк, чем? танком, о чём? о танке; мн. что? танки, (нет) чего? танков, чему? танкам, (вижу) что? танки, чем? танками, о чём? о танках 1. Танком называется… … Толковый словарь Дмитриева

танк — бронированная гусеничная машина бронетанковой техники с мощной пушкой во вращающейся башне. Благодаря этому танки способны действовать на поле боя под огнём противника, поражая его огневые средства и живую силу и тем самым обеспечивая продвижение … Энциклопедия техники

Танк — I Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) [р. 4(17).9.1912, деревня Пильковщина, ныне Мядельского района Минской области], белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой… … Большая советская энциклопедия

жүзгіш танк — (Плавающий танк) су тосқауылдарын жеңуге қабілетті жеңіл танк. Ж.т ін құрлықта да, суда да қолдануға болады … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

жүзбелі танк — (Плавающий танк) алдын ала дайындықсыз және қосымша жабдықсыз су бөгеттерінен жүзе алатын және жүзіп келе жатып атыс жүргізе алатын ұрыс машинасы барлауда әрекет жасауға, теңіз жағасына десант түсіруге және басқа да міндеттерді атқаруға арналған … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Источник

Какие танки умеют плавать

В War Thunder, помимо обычных легких, средних и тяжёлых танков, также есть особенный класс техники. Амфибии — или же плавающие танки.

Мы приглашаем к сотрудничеству видеоблоггеров, стримеров, киберспортсменов и владельцев пабликов про War Thunder и предлагаем поддержку в зависимости от количества и популярности ваших материалов. Подробнее.

anons 378 wt 9 years 17e06ecf3970d8c7aac15a22303e0e08

Small 8ec29de6caa066f7a04b97a1af40a935

mk III centurion 1327 04c43034d353cd34fdc596648ff2b1ca

Комментарии ( 52 )

Даже не смотрел, смысл смотреть это видео когда даже во Вьетнаме теперь все преграды форсируемые любой техникой. Создали карту на любителя, повелись на нытьё недовольных и сделали её всратой ещё для бОльшего количества людей.

AlexZorg, Вот-вот. Уникальная карта по строению была. Нытики-танкисты из варгейминга снова орали, что их танки видите ли тонут. И карта стала посредственностью.

Ну да, подумаешь там куча игроков на левом нижнем респе на медленных танках топилась в речке при выезде, им очень понравилось наверное. PS А ещё эта карта жутко не оптимизирована (много кто жаловался на фризы у С, я тоже это ощутил, так что карта на того ещё любителя-мазохиста), и так с каждой новой картой (хотя Аляска вроде норм ещё).

Уважаемая администрация. Просьба уделить внимание воде как 95% составляющей земного шара. Добавьте хотя бы еще одну карту, где можно реализовать плавающие танки. Верните во Вьетнам глубоководные водоёмы, наплюйте хоть раз справедливо на мнение тех, кто уникальную по геймплей и строению карту «Вьетнам» превратил в очередную земноводную посредственность с речушкой и лужицами. Добавьте Ка-Ми модуль для понтонов, как навесная броня у других, пожалуйста. Очень бы хотелось увидеть его реализацию.

Я б вообще убрал недоразумение в виде Вьетнама и Аляски. дома заменили на холмы и добавили водички,от этого унылый геймплей по 2-3 направлениям лучше не стал.Перестали делать карты,с уклоном на тактику-стратегию.Сплошь городские карты,еще Аляску сделали вообще 2 направления!!Стрельбы от угла дома итак хватает,чего добиваются,превратить в унылую пальбу из-за угла игру?!ТАк конкурент шел уже таким путем и чем это там закончилось?Оттоком игроков.

К тому же хотелось бы увидеть реализацию плавательных возможностей у итальянских машин, которые по идее исторически имели такую возможность, наподобие R3 T106. Добавьте японцам в армию после Ка-Ми легкий танк Type 3 «Ка-Чи». И если что пора бы уже о совместных боях земля-воздух-вода подумывать.

Хотелось бы увидеть Тип 3 “Ка-Чи”. У Японии и нет плавающих танков. Можно было бы и для «Ка-Ми» понтоны в качестве прокачиваемого модуля добавить.

Кстати да, идея была бы неплохая. Я вообще в первый раз когда поэкспериментировал, утонул к чертям) Японцам вообще бы не мешалодобавить легких танков и тяжей. Пусть тяжи и были лишь в проектах.

А можно больше карт с водными преградами, чтобы эти амфибии было где использовать? А там, глядишь, и совместки наземки с катерками запилите :3

Всё замечательно, но в анонсе R3 T106 было сказано, что она плавает, хотя и медленно. Будет ли это добавлено/исправлено в будущем? Аналогичный вопрос и о некоторых других машинах из итальянской ветки

Источник

ПТ-76: русский танк, который может плавать. Боевое применение во Вьетнаме (8 фото)

3 0

Он вел в бой вооруженных ножами солдат в Гималаях, топил артиллерийские катера в дельте Ганга, вступал в огневые дуэли с мощными американскими танками «Паттон» во Вьетнаме и участвовал во внезапных десантных наступлениях по обе стороны одной и той же ближневосточной войны.

Эта статья состоит из двух частей, и в первой мы расскажем об истории и характеристиках ПТ-76, о том ужасном потрясении, каким данный танк стал для американских войск во Вьетнаме, а также об исторических способах борьбы с этой машиной.

Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе была создана целая серия легких плавающих танков, в состав которой вошли Т-37, Т-38 и Т-40. Однако эти легкобронированные машины с экипажем из двух человек и с вооружением из одного-единственного пулемета не могли составить конкуренцию немецким танкам, вторгшимся в СССР в 1941 году. За первые полгода войны большая часть этих танков была уничтожена, и им на смену пришли более тяжелые машины.

Однако советские военные вернулись к своему замыслу после окончания Второй мировой войны. В 1949 году было принято постановление о производстве опытного образца Объекта 740, конструктором которого стал Николай Шашмурин, работавший на Кировском заводе в Ленинграде.

Для движения танка по воде Шашмурин использовал два новаторских водометных движителя, размещенных по бокам. Экипажу из трех человек достаточно было опустить водоотражательный щиток и включить водооткачивающие насосы, после чего танк мог перемещаться по реке или по морю со скоростью 10 километров в час, используя для поворота рули на водометных движителях. При необходимости танк мог плыть несколько часов и даже вести на плаву стрельбу из главного орудия.

4 0

Эта машина весом 14,6 тонны обладает хорошей проходимостью на суше благодаря свечной подвеске Кристи и гидравлическим амортизаторам. Правда, ПТ-76 вряд ли можно назвать подвижным и юрким, так как максимальная скорость у него 43 километра в час.

Корпус танка из стального проката необычайно большой и имеет тонкую броню, что обеспечивает ему плавучесть. Толщина брони на башне не превышает 25 миллиметров, а на наклонном корпусе она вдвое тоньше. Этого достаточно, чтобы защитить экипаж от автоматной пули, но не от 12,7-миллиметрового пулемета или осколков тяжелых артиллерийских снарядов.

Производство танка началось в 1951 году. Свое название ПТ-76 (плавающий танк) получил благодаря установленной в башне нарезной пушке Д-56 калибра 76 миллиметров. Калибр и длина ствола у нее были такие же, как у пушки Ф-34, которая устанавливалась на танке Т-34 времен Второй мировой войны. Но у Д-56 был более мощный боеприпас.

Боекомплект танка состоял из 40 снарядов — осколочно-фугасных и бронебойных, которые пробивали броню толщиной 100-127 миллиметров. Более поздние танки ПТ-76 получили кумулятивные боеприпасы БК-350М, пробивавшие 200-280 миллиметров брони. Такие снаряды стали серьезной угрозой для танков той эпохи, хотя дальность у них была невелика.

5 0

Танк ПТ-76Б являлся модернизированным вариантом танка ПТ-76.

Различные источники утверждают, что к 1968 году в Советском союзе было построено от четырех тысяч до 12 тысяч ПТ-76. Его шасси стали основой для многих других боевых бронированных машин, таких как авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-85, зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 и зенитно-ракетный комплекс «Куб».

Советские ПТ-76 состояли на вооружении в частях морской пехоты, а также в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена. От тысячи до двух тысяч танков были поставлены на экспорт в 25 с лишним стран. Китай сделал собственную версию — танк Тип 63. Он произвел 1 500 таких танков. Но Тип 63 не был точной копией советского Т-76, поскольку там использовался двигатель китайского производства и более мощная пушка калибра 85 миллиметров.

Всю первую половину Вьетнамской войны Северный Вьетнам создавал свой собственный скромный танковый парк, но в бой его не вводил. Но во время Тетского наступления в 1968 году он, наконец, применил свои «железные машины», когда армия Северного Вьетнама поддержала партизан Вьетконга в ходе мощного наступления на крупные города и военные базы на всей территории Южного Вьетнама.

Ханой снабжал вьетконговцев по тропе Хо Ши Мина, которая проходила через территорию Лаоса. Чтобы следить за передвижениями по этой тропе, лаосское правительство направило туда 700 военнослужащих из состава батальона BV-33, которые разместились в форте в городе Хуайсай. Этот опорный пункт также защищал более двух тысяч беженцев.

23 января 1968 года, за неделю до Тетского наступления, 24-й полк армии Северного Вьетнама атаковал этот лагерь в ночное время при поддержке танков ПТ-76 из состава 198-го танкового батальона. Эти танки прошли расстояние в 1 300 километров по тропе Хо Ши Мина, после чего вступили в бой. Это был первый танковый бой армии Северного Вьетнама.

Прошел он не очень гладко. ПТ-76 несколько раз застревали в болотах, из-за чего пехоте, не привыкшей воевать вместе с танками, пришлось первой вступить в бой с лаосским батальоном. Но когда в драку ввязались ПТ-76, лаосские военные в беспорядке отступили.

Северовьетнамские войска захватили форт за три часа до прибытия лаосских подкреплений, а выжившие солдаты и беженцы ушли на восток, найдя со временем убежище в Южном Вьетнаме на базе спецназа в Лангвее.

6 0

Но это было лишь начало их злоключений. Спустя две недели в полночь 7 февраля батальон северовьетнамской армии при поддержке 11-13 танков ПТ-76 из состава 198-го танкового батальона атаковал Лангвей. Длинный периметр базы обороняли 500 гражданских ополченцев и монтаньяров (одна из народностей Вьетнама). Их поддерживали 350 уцелевших лаосских бойцов и 24 американских спецназовца под командованием капитана Фрэнка Виллоуби (Frank Willoughby).

Разведка предупреждала о наличии танков у северовьетнамских войск, действовавших в этом районе, но танковая атака все равно стала настоящим потрясением для американцев. Тем не менее, из находившегося в лагере безоткатного орудия M40 калибра 106 миллиметров удалось подбить три легкобронированных машины. В одной из них находился женский экипаж. Но это не сдержало натиск северовьетнамских танкистов, которые уничтожали заборы, заграждения из колючей проволоки и проделывали проходы в минных заграждениях, прокладывая дорогу пехоте.

Наступающие уничтожили из 76-миллиметровых пушек безоткатные орудия, а потом стали один за другим разрушать укрепленные бункеры.

Американские коммандос начали с короткой дистанции вести огонь из 66-миллиметровых одноразовых гранатометов M72. Его реактивные снаряды должны были с легкостью пробивать слабую броню ПТ-76, но они давали одну осечку за другой. Спецназовцы часто промахивались, а когда попадали, никакого эффекта это не давало. Один расчет попал в танк девятью снарядами, но безрезультатно.

Другой группе охотников за танками удалось поджечь ПТ-76, попав в его заднюю часть. Это был четвертый и последний танк, подбитый в том бою.

К половине третьего ночи легкие танки уже катились по центру лагеря, стреляя из пушек и пулеметов, и окружая американских военнослужащих, укрывшихся в командном бункере.

3 1

Ни артиллерийскими обстрелами, ни авиаударами, ни контратакой силами лаосских войск во главе с двумя офицерами американского спецназа выбить наступающие вьетнамские войска не удалось. Ближайшая база морской пехоты в Кхешани должна была поддержать лагерь Лангвей в чрезвычайных обстоятельствах, но ее командование отказалось прислать подкрепление, так как само очутилось в осаде.

Выжившие южновьетнамские, американские и лаосские военнослужащие бежали из Лангвея на следующий день, когда лагерь пал. Они оставили 300 погибших.

Первая схватка двух машин оказалась весьма необычной. Спустя три месяца после падения Лангвея самолет-разведчик заметил экипаж ПТ-76, который мыл свой танк в реке Бенхай. Летчик сообщил координаты танка 3-му бронетанковому батальону корпуса морской пехоты, который дислоцировался на базе Контхиен. Танкисты задрали стволы своих орудий высоко в небо и начали вести огонь с закрытых огневых позиций.

Прошел год, и 3 марта 1969 года танки ПТ-76 северовьетнамской армии пошли в авангарде ночного наступления 66-го полка на позиции американского спецназа в Бен-Хете, где находилась батарея мощных самоходных орудий М107 калибра 175 миллиметров.

Взвод в составе трех «Паттонов» из роты В 1-го батальона 69-го танкового полка охранял лагерь по периметру, укрывшись на позициях за мешками с песком. Кроме того, там было две зенитных самоходных установки М48 Duster. Услышав звук приближающихся танков противника, головной «Паттон» включил свой мощный прожектор.

2 2

Внезапно один из четырех наступавших ПТ-76 подорвался на противопехотной мине, и огонь взрыва высветил силуэты остальных машин. Тишину ночи разорвал грохот выстрелов, когда американцы и вьетнамцы открыли огонь бронебойными снарядами. Один «Паттон» подбил ПТ-76 вторым выстрелом.

Американская база запросила поддержку 81-миллиметровых минометов и ударных самолетов AC-47, а танки израсходовали противотанковые боеприпасы и переключились на осколочно-фугасные. Наконец, на базу прибыл второй взвод «Паттонов», вынудив северовьетнамских военных отступить. На следующее утро американцы нашли возле периметра лагеря два подбитых ПТ-76 и один БТР-50ПК. Это был единственный бой между американскими и северовьетнамскими танками в годы Вьетнамской войны.

Три года спустя, в июне 1972 года в Бен-Хете снова появились северовьетнамские плавающие танки. Но на сей раз их постигло страшное и историческое возмездие со стороны американцев.

За месяц до этого во Вьетнам прибыла на испытания группа вертолетов UH-1B с новыми противотанковыми ракетами BGM-71 TOW. Их отправили на помощь лагерю, и вертолетчики своими ракетами с управлением по проводам уничтожили три ПТ-76 из пусковых установок XM26. Остальные танки отошли.

2 3

Охотившиеся за танками вертолеты UH-1 «Ирокез» через неделю подбили еще пять ПТ-76 в окрестностях Контума. Первые версии ракет TOW пробивали броню толщиной 430 миллиметров, а поэтому 25 миллиметров стали на лобовой части башни ПТ-76 никак не защищали экипаж.

Таким образом, ПТ-76 заслужил сомнительную славу как один из первых танков, уничтоженных противотанковыми ракетами с борта вертолета. Правда, можно сказать, что это была стрельба из пушки по воробьям.

Когда американцы ушли из Вьетнама, северовьетнамские танкисты стали чаще использовать более тяжелые Т-54, Тип 59 и захваченные у американцев легкие танки M41 Bulldog. Они активно применяли их вместе с ПТ-76 в самых разных сражениях, в том числе, за города Лок Нинь и Ан Лок в 1972 году. Эти танковые части возглавили наступление 1975 года, которое привело к падению Сайгона.

Во вьетнамской армии по сей день состоят на вооружении сотни модернизированных танков ПТ-76, а также Тип 63 китайского производства.

Источник