Какие танцы танцевали на балах в 19 веке
В Российской империи период с православного рождества и до окончания масленицы считался временем балов. Старинное слово «бал» пришло к нам из немецкого языка. Моду на придворные балы у русских завел царь Петр I, назывались они в XVIII веке ассамблеями.
Бальные танцы
Балы проходили в специально обустроенном зале, освещаемом сотнями свечей в хрустальных люстрах. Мужчины в строгих костюмах и женщины в бальных платьях кружились под звуки живого оркестра. В перерывах между танцами дамы и кавалеры вели непринужденные беседы, играли в карточные игры и наслаждались дорогими винами и лакомствами.
Балы 19 века в России отличались от заграничных аналогов. По образцу и подобию тех лет и сегодня проводятся исторические балы. При Петре I начиналось торжество с продолжительного менуэта, а во времена Екатерины II – с величественного полонеза: с учтивыми поклонами кавалер вел по залу за руку свою даму, отвечающую ему реверансами, полными достоинства. Это был длинный и неспешный танец, в котором охотно участвовали даже гости преклонных лет. Полонез не допускал никаких вольных трактовок – все должны были танцевать, подражая первой паре. При дворе в полонезе главенствовали царственные особы или лица, которым они перепоручали эту обязанность.
Нередко за полонезом шла кадриль, где движения тоже повторялись за первой парой, но допускалось несколько больше комбинаций. Кадрили на балах 19 века в разных городах сильно отличались. Практиковались польские, французские, немецкие и русские разновидности этого танца. На каждом торжестве кадрилей было несколько: от первой до четвертой, а в перерывах можно было выпить прохладительных напитков. Все кадрили представляли собой танец с множеством замысловатых фигур и переходов.
Третьим танцем часто бывал вальс, который особенно сильно полюбился дворянам за легкость и свободу. Бал 19 века в России заметно оживлялся, когда звучали звуки гросфатера. В этом танце на балу можно было хаотично передвигаться по залу и даже выходить в сад, одновременно выполняя танцевальные движения. Молодые люди использовали это время, чтобы лучше познакомиться и даже признаться в своих чувствах.
Но больше всего молодые гости ожидали мазурку – на этот танец понравившуюся даму мужчина приглашал задолго до бала, а она записывала его имя в специальную книжечку. Мазурка больше всего подходила для демонстрации танцевальных умений – это был коронный танец на любом балу. Особенно большие требования в мазурке предъявлялись к мужской партии – танцору полагалось в прыжке три раза ударить одной ногой о другую, для этого требовалась хорошая физическая подготовка.
В XIX веке балы в России строго регламентировались, танцы соответствовали оговоренному перечню. Общественные балы отличались от придворных и карнавальных, где полонезом заканчивали вечер. В этом случае праздник начинался с вальса, в котором можно было свободно кружить по залу. Задачей кавалера было вести так, чтобы пары не сталкивались. Затем следовали мазурка, кадриль, полька – они были в списке обязательных танцев. Дополнительно могли танцевать гавот, краковяк, венгерку и другие. Когда время танцев заканчивалось, мужчины сопровождали дам к столу и продолжали милую беседу за ужином.
После трапезы в составе прежней пары гости возвращались в зал на котильон – балы 19 века в России заканчивались этим веселым танцем, в котором можно было дурачиться и подшучивать. Важной обязанностью кавалера было охранять даму от толчков, падений и всяческих неприятностей. По правилам подразумевалось отсутствие шпор, которыми можно было порвать женское платье – такое событие считалось позором для ее кавалера. Но среди мужчин всегда находились задиры, готовые похвастаться тем, как ловко они танцуют, звеня шпорами и ничуть не вредя женскому туалету.
Позже завершающим танцем нередко становился полюбившийся публике вальс. Окончив танец, кавалер любезно провожал даму на ее место или туда, куда она попросит. По окончании бала в его обязанность входило сопроводить женщину до дома.
Танцевальная культура
Танцы на балу очень полюбились русской знати, их проводили все чаще. Со второй половины XIX века балы давались почти круглогодично, кроме времени Великого Поста. Молодым повесам доводилось бывать на нескольких балах за один вечер, нередко торжество заканчивалось под утро.
Балы 19 века в России делились по возрастам, посвящались важным событиям, были придворными, купеческими, детскими, свадебными. Во времена Екатерина II в моду вошли костюмированные балы. Пользовались популярностью балы иностранных посольств и Дворянского собрания.
Каждый человек, желавший быть успешным в замужестве или карьере, должен был знать все танцы на балу. В высших учебных заведениях и пансионах танцы были важным предметом. Танцевальное искусство изучали в гимназиях, коммерческих и ремесленных училищах. В семьях аристократов учитель танцев был у детей уже в пять-шесть лет. Изучение танцев позволяло уверенно держаться в обществе, заменяло спорт и давало возможность продвинуться по социальной лестнице.
Бальный дресс код
Кроме знания танцевальных фигур важно было соблюдать церемониал, вести себя достойно. Бал 19 века не подразумевал излишней раскованности, для светского человека тех лет важно было уметь быть интересным и привлекать к себе взоры не с помощью эпатажа, а сохраняя величественность и изысканные манеры.
Кавалеры в разные времена надевали на бал довольно строгие одежды: фрак, смокинг, деловой костюм, белую рубашку. Офицеры могли не тратиться на бальный наряд, они приходили в военной форме. Единственное достойное украшение для мужчины – важная государственная награда. Обязательное условие – перчатки. Дамы с негодованием отвергали приглашение на танец, если мужчина по рассеянности забывал надеть этот аксессуар. На ногах полагалось носить бальные ботинки. Исключение делалось только для уланов – эти щеголи могли красоваться на балу в военных сапогах, а самые отчаянные из них надевали шпоры.
Женские наряды более подвержены модным веяниям, платье полагалось надевать только один раз. Стесненные в средствах девушки позволяли себе появиться в одном наряде дважды. Цвет наряда дамы подбирали по своему вкусу, но с некоторыми ограничениями. Обычно для молоденьких девушек выбирались белые, нежно-голубые, нежно-розовые или пастельные тона.
Дамские перчатки тоже были обязательным аксессуаром, они гармонировали с цветом наряда. Хвастаться дорогими перстнями поверх перчаток в высшем обществе было неприлично. Незамужним девушкам полагалась скромная прическа, открывающая восхищенным взорам девичью шею и плечи. Замужние женщины могли позволить себе более помпезные прически и даже шляпки.
Появиться в декольтированном платье без колье, цепочки с кулоном или другого подходящего ювелирного украшения было немыслимо. Ценилась не дороговизна украшения, а вкус. Девичья мода подразумевала скромность украшений, а замужние матроны могли показать больше роскоши. Важная деталь – женский веер, его использовали не только по прямому назначению, но и как способ общения. Иногда веер применялся вместо книжечки, в которую дамы вписывали имена кавалеров, пригласивших их на полонез, мазурку, вальс и другие танцы.
У женщин считалось верхом невоспитанности хвастаться обилием кавалеров, особенно перед девушками, которых редко приглашали. Некультурно было показать, что не нравится партнер по танцу. Признак доброго нрава – танец с удовольствием и приветливое отношение к любому партнеру, будь он глубоким стариком или неуклюжим танцором. Перед тем как начинать общение с друзьями, нужно было обязательно выразить почтение хозяевам. Все гости мужского пола старались пригласить на танец хозяйку дома и ее родственниц.
Если между мужчинами возникали разногласия, они решали их за пределами зала. Даме не следовало отдавать видимое предпочтение кому-либо из кавалеров, она должна была танцевать со всеми с одинаковым удовольствием.
Раньше танцы на балу были не только эстетическим зрелищем и полезными физическими нагрузками, но и приятным способом социализироваться, завести друзей и даже встретить свою любовь. Сейчас, конечно же, мы не часто встречаемся с балами и бальными танцами, за исключением тех людей, кто занимается спортивными бальными танцами профессионально. Но, как и раньше, в современных бальных танцах есть свои строгие правила, которые, несомненно, берут свое начало из старинных балов. Это и танцевальный этикет, и дресс-код — специальные бальные и рейтинговые платья для дам, танцевальная одежда для кавалеров, обувь для танцев, а также строгие правила соревнований.
Ассоциация Исторического Танца
Ассоциация Исторического Танца
Возникновение и развитие танцев, популярных на русских балах в XIX веке
Автор: Дмитриева Мария
Год публикации: 2009
Автор: Мария Дмитриева
На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера — количество и последовательность танцев — варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.
Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись — как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы собственного сочинения.
Полонез к оглавлению
Перешедший из XVIII века в XIX, полонез — или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все присутствующие. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетной гостьей (хозяйка бала шла во второй паре с наиболее почетным гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, но до того в первой паре шествовал император со старшей дамой, во второй — императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала — во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу.
Последовательность исполнения фигур танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара — она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой — вереница польского могла следовать и в другие комнаты.
Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах — кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй — к третьей и т.д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.
Существовали разновидности танца — круглый польский, полонез с прыжками (polonaise sautente).
Вальс к оглавлению
Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову танец — вальс был вторым танцем, также мог являться и открывающим на частном балу.
Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным.
Вальс создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Во время танца в паре необходимо было находиться не слишком близко друг к другу, и не слишком отдаленно, не отворачивать голов друг от друга, чтобы глаза были не слишком подняты, но и не опущены. Ноги вытянуты, танцевать следует на носках и без шарканья, руки держать закругленными — левая рука дамы лежит на плече кавалера, а правая рука кавалера обхватывает талию дамы.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки — можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур. Когда дама желала прекратить вальс, то предупреждала об этом кавалера, произнося «Merci», с легким поклоном головой.
Дирижер-распорядитель, желая закончить вальс и перед тем, как замолкнет музыка, объявлял: «Valse va finir» («Вальс закончен»).
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па — более спокойный, и французский, более живой — в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт…
Французская кадриль к оглавлению
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на балу, достигнув широкого распространения в 1830-х годах, и его могли танцевать несколько раз за вечер.
В начале XIX века кадриль состояла из пяти фигур и требовала хорошей техники исполнения: надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили. Построение пар было в виде колонны, а не в виде каре, в танце насчитывалось шесть фигур, упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев.
На любые кадрили вежливость требует выбирать визави с согласия своей дамы и по возможности не приглашать брата или мужа своей партнерши. К кадрили кавалер ведет свою даму под руку, а не за руку, и таким же образом отводит ее назад, по окончании танца.
Мазурка к оглавлению
Успех этого танца пришелся на 2 половину 1810-х — 1820-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама ему подчинялась. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
«Бравурный», или краковский, стиль — характерный для провинциальных балов — отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, характерного для бравурного стиля.
В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка, кадриль-мазурка.
Полька к оглавлению
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец — полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство.
Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца — полька-галоп, полька-мазурка.
Котильон к оглавлению
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу — за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца — от более легких к более сложным.
Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т.п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги и т. п.)
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.
Прочие танцы XIX века к оглавлению
Галоп — игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, рекомендовалось танцевать его в большой зале, по гладкому паркету, немногочисленным числом пар. Этим танцем могли оканчивать кадриль или сам вечер.
На балах в первой трети XIX века танцевались англезы и экосезы, матредур, гросфатер, тампет, Различные кадрили, например, русскую и английскую, а также краковяк.
В середине XIX века появляется лансье — танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно.
Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон — танцы конца XIX века.
Танцы-соло к оглавлению
Существовали сольные, или «блистательные», танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены:
Тирольский вальс — имитация сольного танца тирольской крестьянки. Казачок — танец, заимствованный из русских народных. Матлот — традиционный английский матросский танец со сложной работой ног. Тамбурино — турецкий танец, переделанный на французский манер, дама, его танцевавшая, всегда держала в руках игрушки или барабанчик. Фанданго — сольный танец в испанском стиле, с кастаньетами; был очень любим за красивые движения и кружение. Также в моде были стилизации под Французские, Савойские и Неаполитанские танцы. Бывали танцы с гирляндами и букетами, часто исполняемыми детьми. Иногда такие танцы приобретали некоторую сюжетность: например, Весталка, или танец для 4-х девушек «Времена Года».
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца:
Русская пляска, в которой выразительные простонародные движения и сила чувства особенно впечатляли иностранцев.
Па де шаль — возникший в период увлечения античной культурой, танцевался с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц — они под музыку из известного балета создавали красивые группы, принимали изящные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т.п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.
Список литературы к оглавлению
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой танец говорил о серьёзных намерениях кавалера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как балы стали любимым развлечением русских дворян
Одной из главных функций бала действительно было проведение «ярмарки невест» среди дворянского сословия, и тому служило многое: и обычаи относительно нарядов, и строгий церемониал, и негласные правила и обычаи, которые позволяли разглядеть в потенциальных супругах важные для совместной жизни достоинства.
Начало истории балов в России связывают с Петром I – в 1718 году император повелел проводить ассамблеи, которые постепенно приучили русских дворян к этой западной традиции. Только сначала все было несколько проще, чем в Европе: ассамблеи подразумевали скорее дружеские посиделки с танцами: подавалось крепкое спиртное, много табака, затевались разные игры и потехи, в придумывании которых сам Петр был большим мастером. Хозяева и гости таких ассамблей не то чтобы были в восторге от причуды правителя, но деваться было некуда: и жен с дочерьми приводили, и танцевать себя заставляли – эти мероприятия были объявлены обязательной к исполнению традицией.
Но вот наступила эпоха императриц – а те настолько любили наряжаться и показываться во всем своем великолепии на балах, что и аристократия очень скоро полюбила этот вид времяпрепровождения. Никто никого больше не принуждал – наоборот, получить приглашение на бал считалось честью и свидетельством принадлежности к привилегированным кругам общества. Присутствуя на балах, было довольно легко завести нужные знакомства, добиться расположения ценных гостей, удачно выдать замуж дочь или женить сына. Правда, одним лишь прибытием на бал дело теперь не ограничивалось – ассамблеи ушли в прошлое, настало время особого церемониала и строгого бального этикета.
В каких случаях на балу требовались маски
Разумеется, бал-маскарад предполагал обязательное наличие маски, а еще – плаща. В остальных случаях мужчины являлись на бал во фрачной паре или в парадном военном мундире и непременно в перчатках, женщины появлялись на балах в платьях любого цвета и разнообразных фасонов, но шея и плечи должны были быть открыты. А раз так, предполагалось, что на даме обязательно будет или колье, или цепочка, или другое украшение.
Неудобные башмаки петровской эпохи больше не стесняли движения танцоров, обувь стала удобной. Разве что военные могли щегольнуть и явиться на бал в сапогах, да еще со шпорами – это не одобрялось, поскольку во время танцев страдали подолы дамских платьев, но успех молодых офицеров в свете всегда был достаточно велик, чтобы закрывать глаза на такие отступления от правил. Обязательным дамским бальным аксессуаром была маленькая книжечка-карне, куда записывались номера танцев и имена кавалеров.
Этикет требовал, чтобы кавалер не танцевал с одной дамой больше одного раза за вечер – лишь во второй половине XIX века это правило стало чуть менее строгим. Но все равно, больше трех раз вместе могли танцевать только жених и невеста. При такой насыщенности танцевальных планов на вечер немудрено, что появились бальные книжки. Они становились для молодых барышень подтверждением успеха в обществе, а пригласившие их на танец мужчины заносились в список личных побед.
Большинства танцев юные барышни, особенно первый сезон выезжавшие в свет, ждали с замиранием сердца, но в программу бала входили и особенные, как будто специально предназначенные для романтических объяснений.
Бал открывался полонезом, или, в буквальном переводе с французского, «польским» – торжественным шествием, прогулкой под музыку, при этом хозяин шел в паре с самой почетной гостьей, а хозяйка – с самым почетным гостем. В России полонез был первым из «привезенных» западных танцев: и в этом опять же заслуга Петра I. По сути, полонез представлял собой демонстрацию танцующими самих себя: своих нарядов, осанки, умения себя держать, своего чувства ритма и предупредительности по отношению к партнеру.
Вслед за полонезом играли менуэт, другой церемониальный танец, представляющий собой последовательность поклонов и реверансов. Исполнялся он на полупальцах, длился долго и, кстати, требовал от танцующих выносливости и хорошей физической формы – движения в менуэте со временем становились все более сложными. Императрица Елизавета Петровна, которая славилась тем, что могла подряд протанцевать несколько менуэтов, была, по общему признанию, одной из самых неутомимых дам среди танцевавших этот танец. Но постепенно популярность менуэта снижалась; к тридцатым годам XIX века менуэт уже редко включался в программу бала.
Еще со времен Екатерины дворяне в России начали танцевать кадриль – тоже не самый простой танец; он требовал выполнения парами разных фигур, которые объявлял ведущий. Во время кадрили не особенно удавалось поговорить – легко было ошибиться в движениях.
Танец, предшествовавший признаниям в любви
После нескольких кадрилей, англезов, полек наступало время мазурки – того самого танца, которого с замиранием сердца ждала Кити Щербацкая. Мазурку дамы расписывали в первую очередь, и вообще в свете ей отводилось много внимания. Умение хорошо танцевать мазурку приравнивалось к «высшему» бальному образованию. После танца кавалер отводил даму к столу для ужина, во время бала блюда подавались на небольших столиках в маленьких гостиных. Время после мазурки считалось самым романтичным и подходящим для признания и объяснения.
Но ужином бал, тем не менее, не заканчивался. Завершением вечера становился танец котильон, танец-игра, – им опять-таки «управлял» кавалер ведущей пары. Порой в конце вечера танцевали вальс, который стал популярен с восьмидесятых годов XVIII века. Вообще говоря, это была своеобразная революция в бальном этикете: слыханное ли дело, чтобы кавалер прикасался к даме настолько откровенным образом, да чтобы танцующие еще и оказывались лицом к лицу?
Но в этом и состояло преимущество нового танца. Кавалер и его дама получали возможность не только обмениваться не слышными другим репликами, но и могли тайком от других гостей передавать друг другу записки. В XIX веке вальс мог становиться первым танцем бала, а полонез, напротив, завершал вечер. Кстати, именно вальсом начался бал в романе «Анна Каренина», тот самый, с которого начались отношения героини с Вронским.
Балы для российских дворян были слишком важной частью светской жизни, чтобы относиться к ним легкомысленно. Когда-то было совершенно немыслимо получить хорошее образование, не посвящая время урокам танцев. Этот вид занятий входил и в программу Царскосельского лицея. А чтобы подготовить маленьких аристократов к участию в настоящих, взрослых балах, для них часто устраивались детские.
Конечно, балы различались по масштабности и пышности. Придворные столичные празднества собирали по несколько тысяч гостей и предполагали роскошь и изысканность во всем, включая угощения. Московские балы были проще с точки зрения строгости этикета. Свои вечера устраивались и провинциальными помещиками.
По этикету приглашение на бал предполагало «обязанность» танцевать, а еще – держаться легко, весело, вести непринужденный разговор, который не касался бы излишне серьезных тем. А вот как должен был вести себя дворянин, если потанцевал с девушкой, и другие гендерные странности в царской России.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: