какие танцы написал прокофьев

Прокофьев и балет. Роман длиною в жизнь

к 125-летию композитора

Отношения Сергея Прокофьева с балетом складывались непросто. Его балетная музыка вызывала весьма противоречивые оценки критики, на этом поприще он переживал и оглушительные поражения, и головокружительный успех и часто, очень часто оказывался непонятым как собратьями по цеху, так и представителями балетного мира. И, тем не менее, он вновь и вновь обращался к хореографическому жанру, подарив миру удивительные балеты, среди которых непревзойденный шедевр, совершивший триумфальное шествие по сценическим площадкам мира — бессмертные «Ромео и Джульетта».

Впервые девятилетний Серёжа Прокофьев побывал на балете в 1900 году, это была «Спящая красавица» Чайковского. Впечатления остались неоднозначные. К этому возрасту юный музыкант уже успел сочинить оперу «Великан», но и подумать не мог, что написание музыки к балету тоже окажется его судьбой.

Поворотным моментом стало знакомство с творчеством труппы Сергея Дягилева, он был захвачен «Дафнисом и Хлоей» Равеля и двумя балетами Стравинского: «Жар-птицей» и «Петрушкой». В беседах с Дягилевым возникают первые, неясные еще очертания балета на русскую доисторическую тему, воссоздающего атмосферу скифского «варварства» – «Ала и Лоллий». Инициатива принадлежала Дягилеву, а натолкнула его на эти мысли, несомненно, «Весна священная». Под влиянием гениальной музыки Стравинского состоялась первая проба пера Прокофьева в балетном жанре. Несколько позже – между 1915 и 1920 гг. – возникает балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Помня о том, какую злую шутку сыграла с ним слабость либретто предыдущего произведения, на этот раз Прокофьев сам становится либреттистом, заимствуя сюжет в народных сказках в пересказе Афанасьева. Озорная музыка русского характера удалась композитору. Балет получился живой, изобилующий остроумными эпизодами и напоминающий «скоморошьи игрища».

Вскоре после возвращения на Родину, в 1933 году, Прокофьев задумывается о создании балета по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Тему подсказал известный шекспировед, в то время – художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Сергей Радлов. Композитор приступил к работе над партитурой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом Адрианом Пиотровским. В 1936 году балет был представлен дирекции Большого театра, с которым у авторов был договор. Любопытно, что в первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная руководству театра, в целом понравилась, но коренное изменение смысла трагедии Шекспира привело к яростным спорам. В конечном счете, авторы согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили трагический финал.

Однако и в этом виде балет дирекцию не устроил. Музыку сочли «нетанцевальной» и договор расторгли. В этом решении сыграла роль сложившаяся политическая обстановка: в начале 1936 года в «Правде» были опубликованы печально известные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», шельмующие Шостаковича. Подвергся репрессиям и соавтор либретто Адриан Пиотровский. Дирекция решила не рисковать.

Итак, Большой театр от заказа отказался, Ленинградское хореографическое училище тоже не осмелилось ставить спектакль на непривычную по тем временам музыку. Так и получилось, что мировая премьера «Ромео и Джульетты» состоялась в 1938 году в Чехословакии (г.Брно). Балет в одном акте в хореографии Иво Псоты имел оглушительный успех, после чего Советский Союз решил незамедлительно поставить этот спектакль на сцене Кировского театра.

Ленинградская постановка далась хореографу Леониду Лавровскому ценой огромной, напряженнейшей работы, поисков и ожесточенных споров с композитором. Прокофьев отбивался от требований внести изменения и дополнения – мол, на дворе 1940-й, четыре года прошло, как все написал и закрыл для себя эту тему. Однако Лавровский победил, и в результате был написан целый ряд новых танцев и драматических эпизодов. Именно в этой редакции спектакль приобрёл всемирную известность и был назван вершиной творческих поисков советского балета трех десятилетий.

Продолжает балетный ряд Прокофьева изумительная «Золушка» – тем более удивительная, что написана эта самая сказочная из балетных сказок в 1941-44 годах… И путь ее на сцену тоже был непростым. Майя Плисецкая: «Перед премьерой «Золушки» театр накалился добела. Музыка, зазвучавшая на планете впервые, была непривычна. Оркестранты, то ли от лености, то ли от испорченности марксистскими догмами – что искусство принадлежит народу, – почти взбунтовались против Прокофьева. И раньше его партитуры упрощали и переоркестровывали в стенах нашего театра. Хрестоматийный пример, теперь уже помещаемый в каждом музыкальном учебнике, – «Ромео», переоркестрованное музыкантом оркестра Борисом Погребовым, на потребу косным и глухим танцорам. Громче, громче, мы ничего не слышим, почему так тихо, верещали они со сцены. Прокофьев ходил на все репетиции и, двигая желваками, интеллигентно молчал. Мне его жалко было. Нелегко, наверное, это все вынести».

Сегодня, 125 лет спустя со дня рождения композитора и через 63 года после его смерти, все его балеты не просто живы, а стали классикой и вошли в сокровищницу мировой музыки.

Источник

Ритм – это страшная сила, Шесть фрагментов из музыки Прокофьева

jpg

В начале ХХ века в музыке произошла смена власти. Лирическую мелодию – царицу романтизма – довольно бесцеремонно потеснил ритм. Мелодия, конечно, не сдалась без боя, но эпохе революций, мировых войн и стремительного научно-технического прогресса всё же больше подошёл саундтрек с чётким ритмом. Недаром человечество в ХХ веке так полюбило джаз, рок, рэп и “Болеро” Равеля.

Прокофьев с его рациональным умом (спорт, шахматы и автомобили были его страстью) понял это одним из первых. Вот шесть фрагментов из его сочинений, которые и сейчас производят сильное впечатление мощью своей ритмической энергии.

1. Токката (1912 год)

Эта пьеса не просто музыка, а настоящий манифест новых фортепианных звучаний.

Долой мистику фортепианного туше, педальных наплывов и поэтических грёз! Даёшь конструктивизм, энергию механической силы и эйфорию скорости! В конце концов, фортепиано – ударный инструмент.

ДЛЯ СПРАВКИ: Туше – это способ нажатия (прикосновения) клавиш, влияющее на звук. А под “педальным наплывом” имеется в виду такой эффект, когда использование правой педали рояля образует длящиеся, висящие в воздухе звучания.

“Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. … Не могу удержаться от вопля восторга!

– написал Мясковский по поводу этой пьесы.

Действительно остроумно, если учесть, что эта футуристическая музыка полностью, до мелочей, соответствует духу и форме баховской токкаты. Прокофьев чтил традиционные структуры.

Юджа Ванг (Yuja Wang, 王玉佳) со своей пуленепробиваемой техникой.

2. “Чужбог и пляска нечисти” из “Скифской сюиты” (1914 год)

После шумного парижского скандала с балетом СтравинскогоВесна священнаяСергей Дягилев, отлично понимавший, что такое пиар, решил двигаться в том же направлении. Он заказал балет на похожую (языческую) тему молодому Прокофьеву.

Но результат (балет “Ала и Лолий”) его не устроил, и композитору пришлось переработать музыку в симфоническую сюиту. Она получила называние “Скифской”.

Во второй части, где страшный Чужбог (этого “иностранного” бога придумал автор балетного либретто Сергей Городецкий) со своей армией нечисти идёт в наступление на скифов, Прокофьев не пожалел литавр и барабанов.

Уже на репетициях были пострадавшие.

“Я заставил Cass’y [барабаны] и литавры начинать елико возможно сильнее, те разъярились и закатили такой грохот, что их сосед, второй тромбонист, бледный, вскочил и закричал: “Я уйду!… Я уйду!… Я не могу выносить такого треску!”

из дневника Прокофьева.

На премьере ударник “разъярился” ещё пуще, и вошёл в такой раж, что порвал кожу на литаврах. А шокированный Глазунов демонстративно покинул зал.

Впоследствии “Чужбог и пляска нечисти” была в большом почёте у просвещённых рокеров. Её обработке сделали Emerson, Lake & Palmer, а Metallica только что выпустила новый альбом (S&M2),где они играют эту часть с симфоническим оркестром Сан-Франциско, да ещё с предварительной лекцией о Прокофьеве.



3. “Тревога” из музыки к спектаклю “Египетские ночи” (1935 год)

У Пушкина есть незаконченная повесть под таким названием. Александр Таиров – режиссёр Московского камерного театра – поставил спектакль по мотивам этого сочинения, присоединив к нему “Цезаря и КлеопартуБернарда Шоу и “Антония и КлеопатруШекспира. Клеопатру играла Алиса Коонен. Музыку к нему написал Прокофьев.

4. “Ледовое побоище” из кантаты “Александр Невский”

Кантата “Александр Невский” – это великолепный продукт вторичной переработки музыки Прокофьева к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна.

В пятой части Прокофьев разворачивает батальное полотно – картину битвы крестоносцев и войска Александра Невского на Чудском озере.

Эту музыку нужно обязательно слушать живьём и видеть своими глазами, никакая запись не передаст её грандиозного акустического эффекта. А ударная группа в оркестре – это отдельное шоу.

Когда после напряжённого ожидания с карканьем воронов начинает мерно сотрясаться лёд под копытами конницы тевтонцев, а потом раздаётся басовое завывание тубы и хор начинает чеканить латинские псалмы.

5. Соната №7, третья часть (1943 год)

В первой части этой сонаты звучит бетховенский мотив судьбы. А её финал – знаменитое Precipitato (“стремительно”) – это почти ритуальное торжество ритма, движение мощной позитивной силы против Зла и Хаоса.

Соната была написана в военные годы, когда Зло и Хаос имели совершенно конкретный облик.

Алексей Султанов потряс публику исполнением этой сонаты на XI конкурсе имени Чайковского.

6. “Танец рыцарей” из балета “Ромео и Джульетта” (1934 год)

Номер один из всех хитов Прокофьева, известный во всём мире так же, как и “Танец с саблямиХачатуряна, тоже основан на магии монотонного чеканного ритма.

А в тихой середине, где Джульетта танцует с Парисом, Прокофьев создаёт по контрасту совершенно магическое ощущение хрупкой мечты и смутной тревоги.

Поскольку Кировский театр, а вслед за ним и Большой отказались ставить этот балет, Прокофьев сделал из этой музыки три симфонических сюиты. Они исполнялись задолго до советской премьеры балета в 1940 году. Во второй сюите “Танец рыцарей” получил название “Монтекки и Капулетти”.

Кто только не использовал музыку рыцарей в своих целях: футбольные фанаты, авторы компьютерных игр, телевизионных программ и рекламы, не говоря уже о рок группах The Smiths, Deep Purple, Emerson, Lake & Palmer, Muse и рэперах.




Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Prokofiev p no concerto2 2nd theme С. Прокофьев. Концерт № 2 для фортепиано
с оркестром соль минор:
1-я часть, 2-я тема

Названия произведений, время и место их издания даны по титульным листам первых изданий.

Сведения, отсутствующие на титульных листах, приводятся в квадратных скобках. Названия неизданных произведений даются по авторским рукописям и авторскому указателю. Годы, взятые в круглые скобки (в графе «Время написания»), указывают дату написания первой редакции произведения.

Список отсортирован по опусам, однако ради удобства разделен на несколько разделов: до мая 1918 (до отъезда за границу), май 1918 — май 1936 (окончательный приезд в СССР) и май 1936—1953. Иногда поздние редакции и переложения некоторых сочинений могут находиться в более раннем хронологическом разделе, чем их реальное время создания (например, «Сказка про шута», начатая в 1915 г., была закончена в 1920, но по опусному номеру она попала в раздел «Сочинения, написанные до 1917 г.»). Многие произведения, начатые в России, были закончены уже за границей, поэтому деление на хронологические периоды в определенной мере условно.

В список не включены детские произведения Прокофьева, многие из которых сохранились только в виде начальных тактов.

Источник

Какие танцы написал прокофьев

Сергей Прокофьев «Танец рыцарей» (Монтекки и Капулетти)

701

«Ромео и Джульетта». Эта красивая, но трагическая история любви двух благородных молодых людей из знатных итальянских семейств пришла к нам из времён средневековья, а пересказанная поэтическим текстом великого Шекспира, она стала бессмертной и по сей день успешно используется в различных видах искусства. Например, любителям классической музыки хорошо известна симфоническая поэма Гектора Берлиоза и увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского , а помимо этого одной из наиболее незаурядных интерпретаций этой истории о настоящей любви стал балет выдающегося Сергея Прокофьева . В новаторском спектакле советского композитора много ярких завораживающих номеров, и одним из них является «Танец рыцарей», музыка которого влечёт, волнует и притягивает какой-то неведомой силой.

Историю создания «Танца рыцарей» Прокофьева, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Сергей Прокофьев, принявший революционные преобразования в России весьма скептически и ухавший весной 1918 года за границу, сильно тосковал по оставленной им родине. Уже в конце 1932 года композитор, уставший от заграничных странствий, с уверенностью сообщил журналистам, что намерен окончательно возвратиться в Советский Союз, за жизнью которого внимательно наблюдал по новостям из прессы. Он мечтал попутешествовать по родной стране, познакомиться с ударными стройками, такими как Днепрострой, и отразить в своих будущих произведениях энтузиазм людей и гигантские успехи молодого государства.

Вернувшись в 1934 году в Москву, Прокофьев без промедления включился в творческую жизнь страны, так как всем сердцем старался вжиться и познать новую Россию. Сергей Сергеевич встречался со старыми друзьями: Мясковским, Асафьевым, и от души радовался их успехам, а также интересовался работами молодых композиторов. Он наслаждался воздухом родины и при каждом удобном случае выезжал на природу, чтобы полюбоваться её красотами. Это было долгожданное соприкосновение с Россией, которое вдохновляющее воздействовало на композитора.

700

В то время главной творческой задачей композитора было завоевать признание отечественных слушателей. Его увлекла идея о новом музыкальном спектакле с сюжетом о новом человеке и героическом преодолением препятствий. Прокофьев много читал произведений советских литераторов, а также знакомиться с оперными и балетными либретто. Впрочем, осенью 1934 года Сергей Сергеевич из переписки с Асафьевым узнал, что в Ленинграде заведующий литературной частью Малого оперного театра Адриан Пиотровский рассматривает к постановке два оперных сюжета и оба по Пушкину: «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка». Прокофьев съездил в Ленинград, но дело закончилось лишь знакомством с Адрианом Ивановичем. В канун нового года Пиотровский вновь вызвал Прокофьева к себе, и на этот раз, чтобы выбрать сюжет для балета. Однако вся предоставленная композитору тематика вновь была не современной, а из эпохи Средневековья. Тем не менее, предложенная шекспировская история о «Ромео и Джульетте» весьма заинтересовала Сергея Сергеевича, так как именно в музыкальном материале на данный сюжет он в полной мере мог бы воплотить лирическую образность, переполнявшую его через край.

Воображение композитора так воспламенилось, что он вместе с Адрианом Пиотровским, театральным режиссёром Сергеем Радловым мог часами обсуждать сценарий задуманного балета. Поначалу всё складывалось неплохо, но случилось непредвиденное. Дирекция оперного театра отказалась заключить договор, однако Прокофьев, загоревшись идеей создания « Ромео и Джульетты », не отчаивался. Он вернулся в Москву, и нашёл возможность подписать соглашение на постановку балета с Большим театром. Помимо этого композитору предоставили отдельные апартаменты в доме отдыха в Поленово, где обычно отдыхали артисты театра, чтобы он за летние месяцы в спокойной обстановке написал музыку к будущему спектаклю. Сергею Сергеевичу предстояло сочинить 58 номеров, многие из которых должны быть танцевальными. Итак. следуя законам жанра, тщательно продумывая все детали спектакля, и выступая как подлинный музыкант – драматург, он характеристику семейства одного из враждующих веронских родов – Капулетти, решил дать в торжественном, суровом и маршеобразном «Танце рыцарей». Эта яркая композиция, входящая во вторую картину первого акта была создана Прокофьевым уже в июне. В конце июля он закончил второй акт, в конце августа – третий, а свой автограф на клавире балета поставил восьмого августа.

702 703

704 705

Интересные факты

Содержание «Танца рыцарей»

706

Третья, заключительная часть композиции – это реприза первой части, представленная автором в сокращённом варианте. Несмотря на то, что в тематическом материале отсутствует «тема вражды», своей рельефностью музыка оставляет сильное эмоциональное впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Танец рыцарей»

Источник

Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.
Prokofiev p no concerto2 2nd theme
С. Прокофьев. Концерт для фортепиано
с оркестром № 2 соль минор,
1-я часть, 2-я тема

Названия произведений, время и место их издания даны по титульным листам первых изданий.

Сведения, отсутствующие на титульных листах, приводятся в квадратных скобках. Названия неизданных произведений даются по авторским рукописям и авторскому указателю. Годы, взятые в круглые скобки (в графе «Время написания»), указывают дату написания первой редакции произведения.

Список отсортирован по опусам, однако ради удобства разделен на несколько разделов: до мая 1918 (до отъезда за границу), май 1918 — май 1936 (окончательный приезд в СССР) и май 1936—1953. Иногда поздние редакции и переложения некоторых сочинений могут находиться в более раннем хронологическом разделе, чем их реальное время создания (например, «Сказка про шута», начатая в 1915 г., была закончена в 1920, но по опусному номеру она попала в раздел «Сочинения, написанные до 1917 г.»). Многие произведения, начатые в России, были закончены уже за границей, поэтому деление на хронологические периоды в определенной мере условно.

В список не включены детские произведения Прокофьева, многие из которых сохранились только в виде начальных тактов.

Содержание

Произведения, написанные до 1918 г

Opus Название произведения Время написания Дата первого исполнения и исполнитель Первое издание
1 Первая соната для ф-п. f-moll [одночастная. Allegro. Meno mosso. Allegro] 1909 (1907) 21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор [1911], Юргенсон
2 Четыре этюда для ф-п. 1909 21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор (исполнялись три этюда: №№1, 2, 4) [1912], Юргенсон
3 [Четыре пьесы] для фортепиано.:

1911 (1907-1908) 18 (31) декабря 1908, Петербург, автор (исполнялась только первая пьеса) [1911], Юргенсон 4 Четыре пьесы для ф-п:

1. Воспоминание 2. Порыв 3. Отчаяние 4. Наваждение

1910-1912 (1908) 18 (31) декабря 1908, Петербург, автор [1913], Юргенсон 5 Симфониетта A-dur

1. Allegro giocoso 2. Andante 3. Intermezzo. Vivace 4. Scherzo. Allegro risoluto 5. Allegro giocoso

1914 (1909) 24 октября (6 ноября) 1915, Петроград, под упр. автора ? 6 Сны, симфоническая картина для большого оркестра 1910 22 ноября (5 декабря) 1910, Петербург под упр. автора ? 7 Два стихотворения для женского хора на слова К. Бальмонта

1. Белый лебедь 2. Волна

1909-1910 19 января (1 февраля) 1910, Петербург, под упр. автора (исполнялся только первый хор в сопровождении ф-п.) ? 8 Осеннее, симфонический эскиз для малого оркестра 1910 [1] 19 июля (1 августа) 1911, Москва, под упр. А. Метнера 1960, «Советский композитор» 9 Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с ф-п.

1. Есть другие планеты (Бальмонт) 2. Отчалила лодка (Апухтин)

1913 (1906-1913) 23 января (5 февраля) 1914, Москва, автор (исполнялись только Ригодон, Легенда и Прелюд) [1914], Юргенсон 12 bis Юмористическое скерцо для четырёх фаготов [2] 1912 2 сентября 1916, Лондон [1915], Юргенсон 13 Маддалена, опера в одном действии, сюжет и либретто М. Ливен 1913 (1911) 25 марта 1979 (по радио), Лондон, под упр. Э. Даунса ? 14 Вторая соната для ф-п. d-moll

1. Allegro ma non troppo 2. Scherzo. Allegro marcato 3. Andante 4. Vivace

1912 23 января (5 февраля) 1914, Москва, автор [1913], Юргенсон 15 Баллада для виолончели и ф-п. c-moll 1912 23 января (5 февраля) 1914, Москва, Е. Белоусов и автор [1915], Юргенсон 16 Второй концерт для ф-п. с оркестром g-moll

1. Andantino 2. Scherzo. Vivace 3. Intermezzo. Allegro moderato 4. Finale. Allegro tempestoso

1. Tempestoso 2. Allegro rubato 3. Allegro precipitato 4. Smanioso 5. Precipitosissimo

1912-1914 27 ноября (10 декабря) 1916, Петроград, автор [1916], Юргенсон 18 Гадкий утенок (сказка Андерсена) для голоса с фортепиано. 1914 17 (30) января 1915, Петроград, А. Г. Жеребцова-Андреева и автор [1917], Гутхейль 19 Первый концерт для скрипки [с оркестром D-dur]

1. Andantino 2. Scherzo. Vivacissimo 3. Moderato. Allegro moderato

1. Поклонение Велесу и Але 2. Чужбог и пляска нечисти 3. Ночь 4. Поход Лоллия и шествие Солнца

1914 16 (29) января 1916, Петроград, под упр. автора 1923, Гутхейль 21 Сказка про шута (семерых шутов перешутившего), балет в 6 картинах. Сюжет А. Афанасьева, либретто С. Прокофьева 1920 (1915) 17 мая 1921, Париж, под упр. автора. Постановщики М. Ларионов и Ф. Славинский [1922], Гутхейль 21 bis Шут, симфоническая сюита для большого оркестра:

1. Шут со своею шутихою 2. Танец шутиных жен 3. Шуты убивают своих жен 4. Шут, переодетый молодухой 5. Третий антракт 6. Танец шутиных дочерей 7. Приезд купца, танец поклонов и выбор невесты 8. В спальне у купца 9. Молодуха оборотилась козлухой 10. Пятый антракт 11. Ссора Шута с купцом 12. Заключительный танец

1922 15 января 1924, Брюссель, под упр. Ф. Рульмана 1924, Гутхейль 22 Мимолётности для ф-п. [20 пьес] 1915-1917 2 (15) апреля 1918, Петроград, автор [1917], Гутхейль 23 Пять стихотворений для голоса с ф-п.:

1. Под крышей (В. Горянский) 2. Серое платьице (З. Гиппиус) 3. Доверься мне (Б. Верин) 4. В моем саду (К. Бальмонт) 5. Кудесник (Н. Агнивцев)

1915 27 ноября (10 декабря) 1916, Петроград, И. Алчевский, Е. Попова и автор (исполнялись только №№2-5) 1917, Гутхейль 24 Игрок, опера в 4 действиях, 6 картинах, по роману Ф. Достоевского. Либретто С. Прокофьева 1927 (1915-16) 29 апреля 1929, Брюссель, под упр. М. Корнейль де Торна. 1917, Мариинский театр, литографированное издание 25 «Классическая симфония» D-dur

1. Allegro 2. Intermezzo. Larghetto 3. Gavotta. Non troppo sllegro 4. Finale. Molto vivace

1916-17 8 (21) апреля 1918, Петроград, под упр. автора 1925, Росс. муз. изд-во 26 Третий концерт для ф-п. с оркестром C-dur

1. Andante. Allegro 2. Tema con variazioni 3. Allegro, ma non troppo

1. Солнце комнату наполнило 2. Настоящую нежность 3. Память о солнце 4. Здравствуй 5. Сероглазый король

1916 5 (18) февраля 1917, Москва, З. А. Артемьева и автор [1917], Гутхейль 28 Третья соната для ф-п. (из старых тетрадей) [a-moll, одночастная] 1917 (1907) 2 (15) апреля 1918, Петроград, автор [1918], Гутхейль 29 Четвертая соната для ф-п. (из старых тетрадей) [c-moll]

1. Allegro molto sostenuto 2. Andante assai 3. Allegro con brio, ma non leggiere

1917 (1908) 4 (17) апреля 1918, Петроград, автор [1918], Гутхейль 29 bis Andante из Четвёртой сонаты, транскрипция для симфонического оркестра 1934 13 февраля 1958, Ленинград, под упр. Г. Рождественского ? 30 Семеро их (К. Бальмонт. Зовы древности), кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра 1917-1918 [3] 29 мая 1924, Париж, под упр. С. Кусевицкого 1922, Гос. муз. изд-во

Произведения 1918—1935 гг

Opus Название произведения Время написания Дата первого исполнения и исполнитель Первое издание
31 «Сказки старой бабушки» для ф-п.:

1. Moderato 2. Andantino 3. Andante assai 4. Sostenuto

1918 7 января 1919, Нью-Йорк, автор [1922], Гутхейль 32 Четыре пьесы для ф-п.:

1. Танец 2. Менуэт 3. Гавот 4. Вальс

1918 30 марта 1919, Нью-Йорк, автор [1922], [[Гутхейль]] 33 «Любовь к трем апельсинам», опера в 4 действиях, 10 картинах с прологом. Текст С. Прокофьева (по К. Гоцци) 1919 30 декабря 1921, Чикаго, под упр. автора 1922, Гутхейль 33 bis «Любовь к трем апельсинам», симфоническая сюита из оперы в 6 частях:

1924 29 ноября 1925, Париж, под упр. Ф. Гобера 1922, Гутхейль 33 ter «Любовь к трем апельсинам», 2 фрагмента из оперы, концертная транскрипция автора для ф-п. 1922 ? [1922], Гутхейль 34 Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и ф-п. c-moll 1919 26 января 1920, Нью-Йорк, ансамбль Зимро с участием автора [1922], Гутхейль 34 bis Увертюра на еврейские темы, транскрипция для симфонического оркестра 1934 Прага, под упр. Н. Малько 1935, Гутхейль 35 Пять песен без слов для голоса с ф-п.:

1. Andante 2. Lento, ma non troppo 3. Animato 4. Andantino, un poco scherzando 5. Andante non troppo

1920 27 марта 1921, Нью-Йорк, Нина Кошиц и автор [1922], Гутхейль 35 bis Пять мелодий для скрипки и ф-но 1925 ? [1925], Росс. муз. изд-во 36 Пять стихотворений К. Бальмонта для голоса с ф-п.:

1. Заклинание воды и огня 2. Голос птиц 3. Бабочка 4. Помни меня 5. Столбы

1921 24 октября 1923, Москва, Е. В. Копоносова-Держановская и П. Ламм (исполнялись только №№1, 2 и 4) [1923], Гутхейль 37 «Огненный ангел», опера в 5 действиях. Сюжет В. Брюсова, либретто С. Прокофьева 1919-1927 14 июня 1928, Париж, под упр. С. Кусевицкого (2 фрагмента)

25 ноября 1953, Париж, под упр. Ш. Брюка (концертное исполнение)

1927, Гутхейль 38 Пятая соната для ф-п. C-dur

1. Allegro tranquillo 2. Andantino 3. Un poco allegretto

1923 9 марта 1924, Париж, автор [1925], Гутхейль 39 Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll

1. Tema con variazioni 2. Andante energico 3. Allegro sostenuto, ma con brio 4. Adagio pesante 5. Allegro precipitato, ma non troppo presto 6. Andantino

1924 6 марта 1927, Москва, Н. Назаров, И. Майоров, Д. Цыганов, В. Борисовский, И. Гертович 1927, Гутхейль 40 Вторая симфония [d-moll]

1. Allegro ben articolato 2. Tema con variazioni

1924 6 июня 1925, Париж, под упр. С. Кусевицкого 1925, Росс. муз. изд-во 41 «Стальной скок», балет в 2 картинах. [Либретто Г. Якулова и С. Прокофьева] 1925 7 июля 1927, Париж, под упр. Р. Дезормьера. Постановщик Л. Мясин [1928], Росс. муз. изд-во 41 bis «Стальной скок», симфоническая сюита из балета в 4 частях:

1. Явление участников 2. Комиссары, ораторы и граждане 3. Матрос и работница 4. Фабрика

1926 27 мая 1928, Москва, под упр. В. Савича 1927, Росс. муз. изд-во 42 Увертюра B-dur для камерного оркестра 1926 7 февраля 1927, Москва, Персимфанс ? 42a Увертюра B-dur, вариант для большого оркестра 1928 18 декабря 1930, Париж, под упр. П. Монтё ? 43 Дивертисмент для оркестра

1. Moderato, molto ritmato 2. Larghetto (non troppo lento) 3. Allegro energico. Allegretto 4. Allegro non troppo e pesante. Moderato cantabile

1925-29 22 декабря 1929, Париж, под упр. автора 1930, Росс. муз. изд-во — 5 казахских народных напевов, обработки для голоса и ф-п.:

1. Канафия 2. Манмагер 3. Каре кыз 4. Шама 5. Ек куругай

1927 ? ? 43 bis Дивертисмент, переложение автора для ф-п.

1. Moderato, molto ritmato 2. Ноктюрн 3. Танец 4. Эпилог

1. Moderato 2. Andante 3. Allegro agitato 4. Andante mosso. Allegro moderato

1928 17 мая 1929, Париж, под упр. П. Монтё 1931, Росс. муз. изд-во 45 «Вещи в себе», две пьесы для ф-п.:

1. Allegro moderato 2. Moderato scherzando

1928 6 января 1930, Нью-Йорк, автор 1928, Росс. муз. изд-во 46 «Блудный сын», балет [в 3 действиях. Либретто Б. Кохно] 1928 21 мая 1930, Париж, под упр. автора. Постановщик Дж. Баланчин [1929], Росс. муз. изд-во 46 bis «Блудный сын», симфоническая сюита из балета в 5 частях:

1. Adagio. Allegreto. Presto. Andantino espressivo. Presto 2. Allegro fastoso 3. Presto (solo de trois clarinettes) 4. Andante assai 5. Andante pomposo. Allegro espressivo

1929 7 марта 1931, Париж, под упр. автора 1930, Росс. муз. изд-во 47 Четвертая симфония C-dur в 4 частях (1-я редакция)

1. Andante 2. Andante tranquillo 3. Moderato quasi allegretto 4. Allegro risoluto

1930 14 ноября 1930, Бостон, под упр. С. Кусевицкого ? 48 Симфониетта для малого симфонического оркестра A-dur (3-я редакция)

1. Allegro giocoso 2. Andante 3. Intermezzo. Vivace 4. Scherzo. Allegro risoluto 5. Allegro giocoso

1929 18 ноября 1929, Москва, под упр. К. Сараджева 1931, Росс. муз. изд-во 49 Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок», симфоническая сюита для большого оркестра

1. Алексей 2. Бабуленька 3. Генерал 4. Полина 5. Развязка

1931 12 марта 1932, Париж, под упр. Ф. Рульмана Гутхейль 50 Квартет для 2 скрипок, альта и виолончели h-moll

1. Allegro 2. Andante molto vivace 3. Andante

1930 25 апреля 1931, Вашингтон, квартет Броза [1932], Росс. муз. изд-во 50 bis Andante из квартета, переложение для струнного квинтета (струнного оркестра) 1930 1931, Вашингтон ? 51 «На Днепре», балет в 2 картинах [Либретто С. Лифаря и С. Прокофьева] 1930 16 декабря 1932, Париж, Гранд Опера, под упр. Ф. Гобера [1932], Росс. муз. изд-во 51 bis «На Днепре», симфоническая сюита из балета для большого оркестра в 6 частях:

1. Прелюдия 2. Вариация первого танцовщика 3. Помолвка 4. Ссора 5. Сцена 6. Эпилог

1933 1934, Париж, под упр. автора 1930, Росс. муз. изд-во 52 Шесть пьес для ф-п.:

1. Интермеццо (из балета «Блудный сын») 2. Рондо (из балета «Блудный сын») 3. Этюд (из балета «Блудный сын») 4. Скерцино (из Песен без слов, соч. 35) 6. Скерцо (из Симфониетты, соч. 48)

1930-1931 27 мая 1932, Москва, автор [1931], Росс. муз. изд-во 53 Четвёртый концерт для ф-п. с оркестром B-dur (для левой руки)

1. Vivace 2. Andante 3. Moderato 4. Vivace

1931 5 сентября 1956, Западный Берлин, под упр. Мартина Риха, солист Зигфрид Рапп ? 54 Две сонатины для фортепиано.

1. Сонатина e-moll 2. Сонатина G-dur

1931-1932 17 апреля 1932, Лондон, автор (сонатина №2) 1932, Росс. муз. изд-во 55 Пятый концерт для ф-п. с оркестром G-dur

1. Allegro con brio 2. Moderato ben accentuato 3. Toccata. Allegro con fuoco 4. Larghetto 5. Vivo

1. Andante cantabile 2. Allegro 3. Commodo (quasi allegretto) 4. Allegro con brio

1932 27 ноября 1932, Москва, Д. Цыганов и В. Ширинский 1932, Росс. муз. изд-во 57 Симфоническая песнь для большого оркестра

1. Andante assai 2. Allegro 3. Andante (все части исполняются без перерыва)

1933 14 апреля 1934, Москва, под упр. А. Гаука ? 58 Концерт для виолончели с оркестром e-moll в 3 частях

1. Andante 2. Allegro guisto 3. Tema con variazioni

1933-1938 26 ноября 1938, Москва, под упр. А. Мелик-Пашаева, солист Л. Березовский 1951, Anglo-Soviet Music 59 Три пьесы для ф-п.:

1. Прогулка 2. Пейзаж 3. Пасторальная сонатина C-dur [одночастная]

1934 1935, Москва, автор 1935, Росс. муз. изд-во — «Поручик Киже», музыка к фильму, для малого симфонического оркестра 1933 ? ? 60 «Поручик Киже», симфоническая сюита [из музыки к фильму]

1. Рождение Киже 2. Романс 3. Свадьба Киже 4. Тройка 5. Похороны Киже

1934 21 декабря 1934 (по радио), Москва 1935, Гутхейль 60 bis Две песни из кинофильма «Поручик Киже» для голоса с ф-п.:

1. Стонет сизый голубочек 2. Тройка

1934 ? Росс. муз. изд-во — «Египетские ночи», музыка к постановке Камерного театра в Москве. Сюжет по Шекспиру, Шоу и Пушкину. 1934 ? ? 61 «Египетские ночи», симфоническая сюита [из музыки к спектаклю]

1. Ночь в Египте 2. Цезарь, сфинкс и Клеопатра 3. Тревога 4. Танцы 5. Антоний 6. Закат Клеопатры 7. Roma militaris

1934 22 декабря 1938, Москва, под упр. автора 1934, Гутхейль 62 «Мысли», 3 пьесы для ф-но:

1. Adagio penseroso. Moderato 2. Lento 3. Andante

1933-1934 13 ноября 1936, Москва, автор 1935, Росс. муз. изд-во 63 Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll

1. Allegro moderato 2. Andante assai 3. Allegro ben marcato

Произведения, написанные после 1936 г

Opus Название произведения Время написания Дата первого исполнения и исполнитель Первое издание
64 «Ромео и Джульетта», балет в 3 действиях, 9 картинах. [Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева] 1935-36 30 декабря 1938, Брно 1944, Музфонд (стеклография)
64 bis «Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для оркестра

1. Народный танец 2. Сцена 3. Мадригал 4. Менуэт 5. Маски 6. Ромео и Джульетта 7. Гибель Тибальда

1936 24 ноября 1936, Москва, под упр. Г. Себастьяна 1938, Музгиз 64 ter «Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для большого оркестра

1. Монтекки и Капулетти 2. Джульетта-девочка 3. Патер Лоренцо 4. Танец 5. Ромео и Джульетта перед разлукой 6. Танец антильских девушек 7. Ромео у могилы Джульетты

1936 15 апреля 1937, Ленинград, под упр. автора 1938, Москва 65 Детская музыка, 12 легких пьес для ф-п.:

1935 11 апреля 1936, Москва, автор 1936, Музгиз 65 bis «Летний день», детская сюита для малого оркестра

1941 1946, Москва (по радио), под упр. А. Стасевича 1947, Музгиз 66 [Шесть песен]

[a] Две массовые песни [для голоса с ф-п.]: 1. Партизан Железняк 2. Анютка
[б] Четыре песни для голоса или одноголосного хора с ф-п.: 1. Растет страна 2. Сквозь снега и туманы. Слова А. Афиногенов 3. За горою 4. Песня о Ворошилове

67 «Петя и волк», симфоническая сказка для детей [Слова С. Прокофьева] 1936 2 мая 1936, Москва, под упр. автора. Чтица Т. Боброва 1937, Музгиз 68 Три детские песни для голоса с ф-п.:

1. Болтунья 2. Сладкая песенка 3. Поросята

1936-1939 5 мая 1936, Москва, Л. Глазкова 1937, Музгиз (1, 2).

69 Четыре марша для духового оркестра

1935-1937 ? 1937, Музгиз (№1) 70 «Пиковая дама», музыка к неосуществленному фильму, для большого симфонического оркестра 1936 ? ? 70 bis «Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю театра им. В. Мейерхольда, для симфонического оркестра 1936 28 апреля 1960 (по радио), Москва, под упр. А. Фролова (исполнялись №№ 8, 10) ? 71 «Евгений Онегин», музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина (инсценировка С. Кржижановского) 1936 1 апреля 1980 (по радио) ? 72 Русская увертюра [для симфонического оркестра] 1936 29 октября 1936, Москва, под упр. Э. Сенкара 1936, Гутхейль 73 Три романса для голоса с ф-п. на слова Пушкина:

1. Сосны 2. Румяной зарею 3. В твою светлицу

1936 20 апреля 1937, Москва (по радио), Лина Льюбера и автор 1937, Музгиз 74 Кантата к двадцатилетию Октября в 10 частях для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров; текст из Маркса, Ленина и Сталина

1. Вступление («Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма») 2. Философы 3. Интерлюдия 4. Мы идем тесной кучкой 5. Интерлюдия 6. Революция 7. Победа 8. Клятва Сталина 9. Симфония 10. Конституция

1936-1937 5 апреля 1966, Москва, под упр. К. Кондрашина ? 75 «Ромео и Джульетта», десять пьес для ф-п.:

1. Народный танец 2. Сцена 3. Менуэт 4. Джульетта-девочка 5. Маски 6. Монтекки и Капулетти 7. Патер Лоренцо 8. Меркуцио 9. Танец антильских девушек 10. Ромео и Джульетта перел разлукой

1937 1937, Москва, автор 1938, Искусство 76 «Песни наших дней» [для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра]

1937 5 января 1938, Москва, под упр. А. Гаука, хормейстер Н. Данилин 1939, Музгиз 77 «Гамлет», музыка к спектаклю, для малого симфонического оркестра 1937-1938 15 мая 1938, Ленинград (премьера спектакля) ? 77 bis Гавот (№8) из музыки к спектаклю «Гамлет» для ф-п. 1938 22 ноября 1939 (по радио), Москва, автор 1939, Гутхейль — «Александр Невский», музыка к фильму, для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра 1938 ? ? 78 «Александр Невский», кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра. Слова В. Луговского и С. Прокофьева

1. Русь под игом монгольским 2. Песня об Александре Невском 3. Крестоносцы во Пскове 4. Вставайте, люди русские 5. Ледовое побоище 6. Мертвое поле 7. Въезд Александра во Псков

1. Вставайте, люди русские 2. Отзовитеся, ясны соколы 3. А и было дело на Неве-реке

1939 ? 1939, Музгиз 79 Семь песен для голоса и ф-п.:

1. Песня о Родине 2. Стахановка 3. над полярным морем 4. Проводы 5. Смело вперед 6. Шел станицею казак 7. Гей, по дороге

1939 ? 1940, Музгиз 80 Первая соната для скрипки и ф-п. [f-moll]. Редакция партии скрипки Д. Ойстраха

1. Andante assai 2. Allegro brusco 3. Andante 4. Allegrissimo

1938-1946 23 октября 1946, Москва, Д. Ойстрах и Л. Оборин 1947, Музфонд (стеклография) 81 «Семен Котко», опера в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я сын трудового народа». Либретто В. Катаева и С. Прокофьева 1939 23 июня 1940, Москва, оперный театр им. К. С. Станиславского, под упр. М. Жукова 1960, Музгиз 81 bis «Семен Котко», симфоническая сюита из оперы для большого оркестра

1. Вступление 2. Семен и мать 3. Замовины 4. Южная ночь 5. Казнь 6. Село горит 7. Похороны 8. Наши пришли

1941 27 декабря 1943, Москва, под упр. М. Жукова 1947, Музгиз — «Лермонтов», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра 1941 ? ? 82 Шестая соната для ф-п. [A-dur]

1. Allegro inquieto 2. Allegretto 3. Tempo di valzer, lentissimo 4. Vivace

1939-1940 8 апреля 1940 (по радио), Москва, автор 1941, Музгиз 83 Седьмая соната для ф-п. [B-dur]

1. Allegro inquieto 2. Andante caloroso 3. Precipitato

1939-1942 18 января 1943, Москва, С. Рихтер 1943, Музгиз 84 Восьмая соната для ф-п. [B-dur]

1. Andante dolce 2. Andante sognando 3. Vivace

1. Песня («Дрянь адмиральская») 2. Песня смелых 3. Клятва танкиста 4. Сын Кабарды 5. Подруга бойца 6. Фриц 7. Любовь воина

1941-1942 Ноябрь 1941, Нальчик, А. Доливо и автор (исполнялись только № 3 и №4) 1942, Музфонд 90 «1941 год», симфоническая сюита для большого оркестра в 3 частях

1941 21 января 1943, Свердловск, под упр. Н. С. Рабиновича ? 91 «Война и мир», опера в 13 картинах с хоровым эпиграфом-прологом, по одноимённому роману Льва Толстого. Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой 1941-1952 16 октября 1944, Москва, Ансамбль Советской оперы ВТО, худ. рук. К. Попов. Концертное исполнение (1-я ред.) Музгиз, 1958 92 Второй квартет [на кабардинские темы] для 2 скрипок, альта и виолончели F-dur

1. Allegro sostenuto 2. Adagio 3. Allegro

1941 5 сентября 1942, Москва, квартет им. Бетховена 1944, Музгиз — «Котовский», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра 1942 ? ? — «Партизаны в степях Украины», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра 1942 ? ? — «Тоня», музыка к короткометражному фильму, для большого симфонического оркестра (на экран не вышел) 1942 ? ? 93 «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (слова П. Антокольского) 1942-43 21 февраля 1944, Москва, под упр. А. Гаука, с участием Ленгоскапеллы под упр. Г. Дмитриевского. Солисты Н. Шпиллер и Ф. Федотов ? 94 Соната для флейты и ф-п. D-dur

1. Moderato 2. Scherzo 3. Andante 4. Allegro con brio

1943 7 декабря 1943, Москва, Н. Харьковский и С. Рихтер ? 94 bis Вторая соната для скрипки и ф-п. D-dur [тринскрипция сонаты для флейты и ф-п.] 1944 17 июня 1944, Москва, Д. Ойстрах и Л. Оборин 1946, Музгиз 95 Три пьесы [для ф-п. из балета «Золушка»]

1. Интермеццо 2. Гавот 3. Медленный вальс

1942 ? 1943, Музгиз 96 Три пьесы для ф-п.:

1. Вальс (из оперы «Война и мир») 2. Контрданс (из музыки к фильму «Лермонтов») 3. Мефисто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов»)

1941-42 ? 1943, Музгиз 97 Десять пьес из балета «Золушка» для ф-п.:

1. Фея Весны 2. Фея Лета 3. Фея Осени 4. Фея Зимы 5. Кузнечики и стрекозы 6. Ориенталия 7. Паспье 8. Каприччио 9. Бурре 10. Адажио. Принц и Золушка

1943 ? 1944, Музгиз 97 bis Adagio [из балета «Золушка»] для виолончели и ф-п. 1944 19 апреля 1944, Москва (по радио), А. П. Стогорский 1945, Музфонд (стеклография) 98 Эскизы к Гимну Советского Союза на слова С. Михалкова и Эль-Регистана и к Гимну РСФСР на слова С. П. Щипачева 1943, 1946 — ? 99 Марш для духового оркестра B-dur 1944 30 апреля 1944, Москва (по радио), под упр. И. В. Петрова 1946, Музгиз 100 Пятая симфония [B-dur]

1. Andante 2. Allegro marcato 3. Adagio 4. Allegro giocoso

1946 13 января 1945, Москва, под упр. автора 1947, Музгиз 101 «Ромео и Джульетта», третья симфоническая сюита из балета, для большого симфонического оркестра

1946 8 марта 1946, Москва, под упр. В. Дегтяренко 1949, Музгиз 102 Шесть пьес из балета «Золушка» для ф-п.:

1. Вальс; Золушка и принц 2. Вариация Золушка 3. Ссора 4. Вальс; отъезд Золушки на бал 5. Па-де-шаль 6. Amoroso

1944 ? 1944, Музфонд (стеклография) 103 Девятая соната для ф-п. C-dur

1. Allegretto 2. Allegro strepitoso 3. Andante tranquillo 4. Allegro con brio, ma non troppo presto

1947 21 апреля 1951, Москва, С. Рихтер 1955, Музгиз 104 Обработки русских народных песен для голоса с фортепиано.

Тетрадь № 1:
1. В лете калина 2. Зеленая рощица 3. На горе-то калина 4. Снежки белые 5. Кари глазки 6. Катерина
Тетрадь № 2:
1. Сон 2. За лесочком 3. Дунюшка 4. Янигде дружка не вижу 5. Сашенька 6. Чернец

1944 25 марта 1945, Москва, Л. Мельникова и Б. Абрамович 1945, Музфонд (стеклография) 105 Ода на окончание войны для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов 1945 12 ноября 1945, Москва, под упр. С. Самосуда ? 106 Два дуэта, обработка русских народный песен для тенора и баритона с ф-п. (текст народный, записан Е. В. Гиппиусом):

1. Московская славна путь-дорожка 2. Всякой на свете-то нежится

1945 ? 1946, Музфонд (стеклография) 107 «Золушка», первая симфоническая сюита из балета

1. Вступление 2. Танец с шалями 3. Ссора 4. Фея-бабушка и фея Зимы 5. Мазурка 6. Отъезд Золушки на бал 7. Вальс Золушки 8. Полночь

1946 12 ноября 1946, Москва, под упр. А. Стасевича 1949, Anglo-Soviet Music 108 «Золушка», вторая симфоническая сюита из балета в 7 частях:

1. Мечты Золушки 2. Урок танцев и гавот 3. Фея Весны и фея Лета 4. Бурре 5. Приезд Золушки на бал 6. Большой вальс 7. Галоп

1946 ? ? 109 «Золушка», третья симфоническая сюита из балета

1. Павана 2. Золушка и принц (Adagio) 3. Три апельсина 4. Южные края (Соблазн) 5. Ориенталия 6. Принц находит Золушку 7. Медленный вальс 8. Amoroso

1946 3 сентября 1947 (по радио), Москва, под упр. А. Стасевича 1954, Музгиз 110 Вальсы, сюита для симфонического оркестра

1. С той поры, как я встретил вас (из оперы «Война и мир») 2. Золушка в замке (из балета «Золушка») 3. Мефтсто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов») 4. Конец сказки (из балета «Золушка») 5. Вальс новогоднего бала (из оперы «Война и мир») 6. Навстречу счастью (из балета «Золушка»)

1946 13 мая 1947, Москва, под упр. М. О. Штеймана 1947, Музфонд (стеклография) 111 Шестая симфония es-moll

1. Allegro moderato 2. Largo 3. Vivace

1945-47 11 октября 1947, Ленинград, под упр. Е. Мравинского 1949, Leads Music Corporation 112 Четвертая симфония C-dur в 4 частях (новая редакция)

1. Andante. Allegro eroico 2. Andante tranquillo 3. Moderato quasi allegretto 4. Allegro risoluto

1947 5 января 1957, Москва, под упр. Г. Рождественского ? 113 Праздничная поэма [«Тридцать лет»] для симфонического оркестра 1947 3 октября 1947, Москва, под упр. К. Иванова 1947, Музфонд (стеклография) 114 «Расцветай, могучий край», кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра (текст Е. Долматовского) 1947 12 ноября 1947, Москва, под упр. Н. П. Аносова 1947, Музфонд (стеклография) 115 Соната для скрипки соло [D-dur]

1. Moderato 2. Andante dolce. Tema con variazioni 3. Con brio. Allegro precipitato

1947 10 июля 1959, Москва, Р. Риччи 1952, Музгиз 116 «Иван Грозный», музыка к кинофильму 1942-1945 ? ? 117 «Повесть о настоящем человеке», опера в 4 действиях, 10 картинах по одноименной повести Б. Полевого. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой 1947-48 3 декабря 1948, Ленинград, театр оперы и балета им. С. Кирова, под упр. Б. Хайкина ? 118 «Сказ о каменном цветке», балет в 4 действиях по материалам сказов П. Бажова. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсн-Прокофьевой 1948-1950 12 февраля 1954, Москва, Большой театр, под упр. Ю. Файера 1956, Музгиз 119 Соната для виолончели и ф-п. C-dur

1. Andante grave 2. Moderato 3. Allegro ma non troppo

1949 1 марта 1950, Москва, М. Ростропович и С. Рихтер 1951, Музгиз 120 Пушкинские вальсы для симфонического оркестра

1949 1952 (по радио), Москва, под упр. С. Самосуда ? 121 Песня солдатская походная, слова В. Луговского 1950 ? 1960, «Советский композитор» 122 «Зимний костер», сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака 1949 19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда 1951, Музгиз 123 «Летняя ночь», симфоническая сюита по материалам оперы «Обручение в монастыре» в 5 частях:

1. Вступление 2. Серенада 3. Менцэт 4. Мечты (ноктюрн) 5. Танец

1950 ? ? 124 «На страже мира», оратория для солиста (меццо-сопрано), чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака

1. Едва опомнилась земля от грохота войны 2. Кому сегодня десять леть 3. Город славы — Сталинград 4. Пусть будет героям наградой 5. Нам не нужна война 6. Голуби мира 7. Колыбельная 8. На мирном торжестве 9. Разговор в эфире 10. Весь мир готов к войне с войной

1950 19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда 1952, Музгиз 125 Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll в 3-х частях:

1. Andante 2. Allegro guisto 3. Andante con moto

1950-1952 18 февраля 1952, Москва, под упр. С. Рихтера, солист М. Ростропович 1959, Музгиз 126 Свадебная сюита из балета «Сказ о каменном цветке» для большого симфонического оркестра в 5 частях:

1. Любовная 2. Танец дружек 3. Танец девушек 4. Обрядовая 5. Хороводная (Свадебная)

1951 12 декабря 1951, Москва, под упр. С. Самосуда ? 127 Цыганская фантазия из балета «Сказ о каменном цветке» для большого симфонического оркестра

1. Вступление 2. Цыганская пляска 3. Пряс Северьяна 4. Соло цыганки 5. Общая пляска

1. Moderato 2. Allegretto 3. Andante espressivo 4. Vivace

1. Allegro tranquillo 2. Andantino 3. Un poco allegretto

1952-1953 2 февраля 1954, Алма-Ата, А. Ведерников 1955, Музгиз

64 bis «Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для оркестра

64 ter «Ромео и Джульетта», ВТОРАЯ симфоническая сюита из балета для большого оркестра

Источник