какие танцы у армян

Армянские национальные танцы

1 cover photo

Путешествие в Армению с Armenia Holidays, и вы увидите самые традиционные танцы в Армении.

Танец- это способ выражения национального характера и менталитета. Традиционные танцы отражают психологию, сущность, мировоззрение народа и его взгляд на жизнь. Армяне пронесли свою культуру танцев сквозь века, несмотря на разнообразные трудности, которые вставали на их пути.
Исконные армянские танцы сформировались и достигли своего расцвета ещe в дохристианское время на територрии Армянского Нагорья, когда армяне являлись язычниками. Армянские танцы дошли до нас, пройдя через много поколений с небольшими трансформациями, сохранив свои движения, а также структурную и музыкальную характеристику.

Существует множество видов aрмянских танцев: мифические, эпические, лирические, военные, танцы-поклонения божествам, танцы, связанные с охотой и многие другие.

Разберем некоторые из армянских танцев.

Кочари

Кочари- самый известный армянский танец, который включен в Список Нематериального Культурного Наследия человечества ЮНЕСКО.

1

Кочари- эти имитация движений овна, который символизирует силу, мощь и борющийся дух. Первоначально это был танец военной или ритуальной победы, который исполнялся только мужчинами. В наши дни кочари танцуют люди любого возраста, рода и социального статуса. Существуют десятки разновидностей кочари, так как в каждом регионе исторической Армении был свой вид кочари, такие как Карно кочари, Алашкерти кочари и другие. Кочари- один из самых редких танцев, цепочка передачи которой никогда не обрывалась.
Чтобы расширить границы традиционных танцев среди людей со всего мира в честь 2800-летия столицы Армении Еревана и 100-летия Первой Армянской Республики в 2018 году был организован проект “Ари пари кочари” (“Давайте танцевать кочари”). На самом деле, данный проект представляет из себя флеш-моб, в рамках которого во всех странах мира представители армянской диаспоры собираются на площадях или в парках, чтобы вместе станцевать древний армянский танец- кочари.
Легендарный кочари был исполнен армянскими солдатами у стен Рейхстага в Берлине в 1945 г. в годы Великой Отечественной Войны как символ победы.

Ярхушта

Ярхушта- армянский военный танец, который танцевали исключительно мужчины в провинции Сасун Западной Армении. Согласно одной из этимологий, слово “ярхушта” означает “товарищ оружия”. В древности солдаты танцевали этот танец перед боем. Танец выглядит как битва между двумя солдатами, поочередно аттакующих друг друга. Ярхушта известен со Средних веков и упомянут в трудах армянских историков, например в истории Мовсеса Хоренаци (историк 5-го века н.э.).
Ярхушта – один из редких танцев, который не подвергся большим изменениям, дойдя до наших дней.

2

Еще один армянский военный танец называется берд и в переводе означает “крепость”. Истоки танца находятся в армянском городе Васпуракан Западной Армении. Люди говорят, что до танца это была игра, которая называлась Гмбетахах (игра купола). Берд танцуют исключительно мужчины. Главная характеристика танца и почему он называется так кроется в кульминационной части выступления, когда танцоры становятся на плечи друг друга, образовывая оборонительную стену крепости. Это единственный в мире танец, короый имеет подобную уникальную структуру.

3

Шавали

Каждое событие в древней Армении имело свои традиции и танец. Шавали- это танец, который исполняют родственники невесты во время свадьбы. Его в основном танцевали в провинции Карин Западной Армении. Обычно на свадьбах родственники невесты вели себя пассивно- мало танцевали. Однако, данный танец был обязательным свадебным танцем, во время которого танцоры, которые должны быть только счастливые и женатые люди, встают в круг (первыми стояли“парбаши”- родители невесты) и танцуют, держась мезинцами. Шавали могли танцевать как женщины, так и мужчины среднего возраста.

4

Эчмиадзин

Эчмиадзин- культовый танец провинции Карин. Несмотря на то, что его исполняли еще в языческое время (предположительно танец посвящен поклонению божества Солнца), сейчас танец называют именем главного кафедрального собора Армянской Апостольской Церкви, находящемся в городе Вагаршапат. Танец Эчмиадзин танцуют в кругу, который то сужается, затем снова становится шире. Узкий круг символизирует закат. 12 шагов (6 налево и 6 направо) с небольшими наклонами- это выражение поклонения культу зодиаков в дохристианский период или же 12 апостолам после принятия христианства. Так как правая сторона символизировала удачу, а левая- неудачи, танцоры, делая шаг направо и вперед, сохраняли удачу внутри круга/общины, и делая шаг налево, отрекались от всего негативного. Другими словами, Эчмиадзин- это своего рода танец-молитва церкви или общины.

5

Папури

Чтобы избавиться от всего негативного, древние армяне таневали папури (примечание: нет ничего общего со словом попурри), где папара означает сломать, крушить или наказать. Танец состоит из ударов ногами о землю и хлопков, так как древние армяне верили, что таким образом изгоняли зло и негатив. Папури, исполнялся всеми людьми, независимо от возраста, рода и социального статуса. Во время танца танцующие стоят держась за плечи друг друга, делают шаги направо и удары пятками о землю. Первая часть танца медленная, затем становится более активной, в результате чего шаги заменяются прыжками. Главное значение танца- формировать крепкую общину и объединить ee против зла.

6

В армянской культуре танец- это способ объединения людей и источник энергии. Наряду с единством, танец воспитывает в людях патриотизм. Чтобы сделать популярным и способствовать распространению армянских национальных танцев среди молодежи, в некоторых школах страны преподают данные танцы. “Мы и наши танцы” прекрасная инициатива, организованная Ансамблем Народной песни и танца Карин, в рамках которого, танцоры ансамбля во главе с его основателем и творческим директором Гагиком Гиносяном, учат всех желающих армянским национальным танцам. Мероприятие проводится в последнюю пятницу каждого месяца с 2005-го года. В летний период мероприятие проходит под открытым небом на Каскаде, в Ереване. Там вы увидите сотни молодых ребят и даже туристов, которые наслаждаются вечером, танцуя армянские национальные танцы.

7

Так же имеются планы внедирть армянские военные танцы в учебную программу армянской армии. Сегодня Ансамбль Карин уже удачно осуществил множество проектов в Армении и за пределами страны, и продолжают свою деятельность в возрождении культуры армянских традиционных танцев в повседневной жизни.

Присоединяйтесь к Armenian Holidays и получите возможность исследовать Армению!

Источник

Кочари, ярхушта и джейрани: какими бывают армянские народные танцы

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA

Танец – одно из выражений народного представления о прекрасном, и армянскому народу удалось сохранить его национальные особенности, несмотря на влияние культур других стран. Восходящий к глубокой языческой древности, армянский танец сопровождал религиозные обряды и битвы, национальные праздники и состязания, был выражением скорби и ликования. Часто народные танцы превращались в маленькие спектакли, красота которых заключалась как в многоцветии костюмов и своеобразии музыкального сопровождения, так и в колорите танцевальной лексики.

В древности ряд плясок был связан с верованиями и обрядами. Часто их содержание зависело от пола и возраста исполнителей. Эти разграничения особо строго соблюдалось при проведении праздников, связанных с циклом сельскохозяйственных работ, и на свадьбах. В военных плясках участвовали только мужчины. В театрализованных действиях, конных состязаниях и шествиях с ряженьем – в основном холостые парни и девушки. Молодежь также организовывала игры и пляски на праздниках годового цикла (масленица, сбор полевых цветов и трав, гадания). Детям же плясать со взрослыми не разрешалось.

N6+1+p3

Армянские танцовщицы, 1934. Фото: mnopedia.org

Так, деление участников по полу и возрасту является одной из наиболее ярких особенностей армянского танцевального фольклора. Однако к середине XX века границы начали стираться. Также перестал соблюдаться порядок исполнения танцев. В старину эта последовательность имела не только магическое значение, но и позволяла преодолеть технические трудности при исполнении движений. Как правило, пляска начиналась с медленного темпа и простейших фигур, затем постепенно усложнялась. Число танцующих женщин сокращалось, а в самых быстрых плясках с прыжками и присядкой состязались уже только мужчины. Несмотря на все разнообразие армянского народного танца, можно четко проследить его жанровую направленность.

Обрядовые танцы

Обрядовые пляски армян восходят к языческим обрядам и играм. Большинство из них было связано с годовым циклом сельскохозяйственных работ. Важная роль отводилась пляскам, которые имели определенное место и время исполнения, например, «Вери-вери» и «Кочари», исполнявшиеся во время скотоводческих праздников. А весенняя обрядовая песня-пляска «Джан-Гюлюм» сопровождала сбор цветов и гадание девушек-невест.


» data-provider-name=»YouTube»>

Значительное место занимали пляски свадебного цикла, согласно народным верованиям, имевшие магическое значение. Ими старались «обеспечить» материальное благополучие, многочисленное потомство и счастье супружеской чете. Пляски сопровождали все обряды свадебного цикла, начиная с момента сватовства вплоть до вступления на брачное ложе. Среди них – «Тагвори мэр, дурс ари!» («Мать новобрачного, выходи!»), которую исполняли юноши и девушки во дворе жениха, выстроившись полукругом. «Скесури пар» («Пляска свекрови»), которая выходила на призыв-песню дружек и выносила несколько лавашей для того, чтобы покрыть ими крест-накрест голову или плечи невестки. Руководила всей свадебной церемонией сваха: с серебряным подносом над головой она танцевала перед гостями, прославляя родителей жениха и невесты. Завершив свой танец, сваха заказывала музыкантам медленную танцевальную мелодию и вводила в круг родителей жениха и невесты, которые в конце танца целовали своих детей. «Момеров пар» («Танец со свечами») исполняли в конце свадьбы супружеские пары, включая жениха и невесту. Посаженая мать зажигала свечи и раздавала всем пляшущим, которые торжественным медленным шагом проходили три или семь кругов.

Martiros saryan armenian dance

Мартирос Сарьян. Армянский танец, 1915. Фото: wikioo.org

Дорожные пляски

Во время праздничных торжественных шествий, встреч и проводов, паломничества на богомолье и свадебных процессий исполнялись дорожные пляски. У каждого танца было свое название, определенные фигуры, музыка и даже текст. Участники выстраивались длинной вереницей: днем первый и последний из танцоров держали в руках по большому цветастому платку, а вечером – факелы для освещения пути. По мере приближения к месту прибытия вереница постепенно распадалась, и некоторые участники процессии начинали исполнять сольные танцы. Так, пляска «Тнгоз» исполнялась во время свадьбы в пути, когда невесту уводили из отчего дома. Движения танца напоминают погоню, в нем могло участвовать любое количество юношей и девушек.


» data-provider-name=»YouTube»>

Военные пляски

armenian national dance yarkhushta by artur meliqyan 1t

Артур Меликян. Армянский национальный танец «Ярхушта». Фото: armenianart.am

Подражательные пляски

Наиболее частыми объектами для подражания становились животные (медведь, верблюд, коза) и птицы (журавли, аисты). Пляски-пантомимы носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Например, в коллективной пляске «Медведь» участники скакали на правой ноге, просунув руку под левое согнуто колено и держась за руку партнера. Своеобразен и очень интересен по содержанию смешанный хоровод «Крунги». Исполнители его подражают своими движениями журавлям: танцующие мужчины и женщины плавно идут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями. Женщины садятся на одно колено, будто вьют гнезда, а мужчины легкой поступью «хлопочут» вокруг своих подруг. Сравнение с антилопой определяет смысл танца «Джейрани». Пляска строится на медленных, плавных, упругих шагах, легких всплесках кистей рук и манере держать голову.

Трудовые и бытовые танцы

Трудолюбие армянского народа находят свое отражение в танцах, чаще всего коллективных. К ним можно отнести пляски пастухов с посохом, арканом и колокольчиком, пляски «Дынго» («Ступка») и «Касаб аваси» («Пляска мясников»), которые исполняли только мужчины. В женских танцах Армении имитировали работу в поле и дома, сбор цветов и игры вокруг фонтана. В сольной пляске «Шали» танцор отображал процесс обработки шерсти.


» data-provider-name=»YouTube»>

Шуточные пляски

Из комических мужских танцев наибольший интерес представляют «Поплянчо» и «Шалахо». В первом воспроизводятся движения веселого плясуна на канате. Второй создает образ жизнерадостного и ловкого юноши, который мастерски играет с платком, забрасывая его на руку и на плечо. Потеряв свой предмет, юноша замечает пропажу на полу и начинает лукаво к себе ее подзывать. В финале танца платок снова оказывается в руке танцора. Отличительной особенностью «Шалахо» является энергичный и широкий ход, который неоднократно повторяется в танце. «Лудки» – групповой танец, в котором участвуют не более восьми юношей. Это танец лудионов, шутов и скоморохов. Его пляшут легко, с гордой осанкой и юмором.

Подготовлено по материалам: Непомнящих В. Армянский танец, 2011; Хачатрян Ж. Традиционные свадебные пляски армян, 1975.

Источник

Армянские национальные танцы

Мата Хари однажды сказала: «танец-это поэма, в котором каждое движение это слова”. С самого начала своего пути армяне прошли через различные трудности и преодолели их, не теряя своей национальности.

Теперь давайте посмотрим на некоторые из армянских национальных танцев, которые отражают культуру страны.

Кочари

Ярхушта

Сасун танцевал, и весь мир был поражен,
Сасун танцевал, и весь мир понял,
Что этот танец не просто танец, но история старой страны,
Что история-повод для гордости.

Берд

Узундара (танец невесты)

В танце Узундара девушки делают различные змееподобные движения, используя свои руки и тело. Причина этого заключается в том, что в армянской мифологии была змея с четырьмя головами, каждая из которых представляла собой страну. Одна из ее неядовитых голов представляла Армению.

Вторая- дружественный народ. Две другие головы были ядовиты и представляли врагов. Делая змеиные движения, женщины отвлекали ядовитых голов змеи.

153261448558890140

Шалахо

Один из самых известных и энергичных армянских танцев называется Шалахо. Существуют разные версии танца, но наиболее распространенным является танец, в котором двое мужчин сражаются, чтобы завоевать сердце своей любимой женщины.

В наши дни и мужчины, и женщины танцуют шалахо на различных мероприятиях в Армении. У женщин медленные и лирические движения, как в большинстве армянских танцев. Мужские движения сильно отличаются от женских. Они танцуют быстрее и энергичнее.

Шавали (танец свекрови)

Шавали был обязательным свадебным танцем в Армении, который возник в провинции Карно. Танец также назывался танцем свекрови, поскольку родители невесты или жениха танцевали его во время свадьбы.

Теперь танцовщиками Шавали являются как мужчины, так и женщины среднего возраста. Если только женщины танцуют Шавали, танец выглядит как «Узундара». Движения в танце изящны и очень нежны.

Вервери

Танцоры обычно были молодыми и сильными мужчинами. Они прыгали очень высоко, обучая детей, которые должны были вырасти и быть сильными, чтобы защитить свою страну. Также в армянской мифологии говорится, что этот танец изменит весь образ жизни всех существующих в мире (включая людей и животных).

Если вы когда-нибудь посетите Армению, не упустите возможность станцевать наши национальные танцы. Кстати, можно даже надеть Тараз и почувствовать дух армян в полной мере. Мы можем гарантировать, что эмоции, которые вы получите здесь, останутся с вами надолго.

Источник

Армянские традиционные танцы.

zpj CmjayiQ

В некоторых регионах Восточной Армении,именовался «Арцвапар».Забытый(мёртвый)танец Восточной Армении. Данный танец во многом опирается на языческие традиции,в нем воплощены идеи мужественности, огня и плодородия.

Танец Трахаг — из армянского фильма «Анаит» (1947г.) По одноименной сказке Г. Агаяна. Царевич полюбил простую девушку и женился на ней, выполнив ее условие научиться какому-либо ремеслу. Впоследствие это помогло молодой жене вызволить его из плена.

Трахáг (пляска с саблями, от арм. թուր — сабля + арм. խաղ — пляска, песня, игра) — армянский национальный танец. Относится к воинственным танцам, исполняется исключительно мужчинами (сольно, дуэтом либо коллективно).

Трахаг изначально исполнялся как ритуальный обряд, внушающий воинам отвагу и непобедимый дух перед началом войны или ожесточённого боя.

Լեռնային պարեր/Lernayin parer | Տարազ ու Պար / Taraz u Par

Армянские горские танцы. Армянские народные танцы «hовивнери пар» и «арцвапар» в исполнении Государственного ансамбля танца Армении (солист — Сурен Чанчурян).

«Ярхушта» — танец армянских воинов.

Военный танец «Ярхушта» — это музыкальное, игровое и словесное исполнение, которое относится к виду танцев «цап» (арм. — «хлопать»). О том, что такое «цап» и как исполняется «Ярхушта», с нами поделилась педагог Самарского танцевального ансамбля «Наири» — Лусине Гаспарян.

e875e9f45eaaa722cb1adb6ec079f739

Говорят, что в танцах «цап» есть два вида исполнения ударов — хлопок одной и двумя руками. Лусине уверяет, что во время танцев, когда партнеры хлопают одной рукой, то одна сторона становится нападающей, а вторая — защищающей. В случае, если же хлопают двумя руками, то противоположные стороны нападают, бьются и защищаются одновременно.

Как известно, танец «Ярхушта» был распространён в Западной Армении, а именно в городах Сасун, Карин, Ван, Сивас и т.д. Само название танца объясняется по-разному. Одни считают, что слово «Ярхушта» означает — «друг по оружию», а другие уверяют, что это слово лишь символизирует военный клич.

«Ярхушта» — это не просто танец, это боевое искусство. В нем также свойственны поединки, в которых участники демонстрируют национальный дух танца», — добавила Лусине.

С даних времен «Ярхушта» исполнялся перед боем. Исполнители танца обязаны были носить военный национальный тараз и меч, таким образом, демонстрируя свое величие, силу и несломленный перед врагом дух.

e927d219cbacebb908e29c9f31556298

Источник

Какие танцы у армян

K6Ozsazj1TW8LTw1dH5ix0TIFiSJ6 oq5CpXbtiOK2bfZfALHI9Mu1Zy0OVw 0Yee sU58koZytJzZvAwoCMv5Ov

Говнд – воспевание к кому-либо
Медленней круговой танец, танцевали частности в доме невесты когда одевали перед свадьбой, танцевали у церкви в праздниках. Танец имеет 2 основные варианта (ми так) и (ерку так) на 6 счётов и на 8 счётов, каждый регион, край, район имел свой индивидуальный варианта но все обосновывались на эти 2 варианта.

ТАМЗАРА
Тамзара это тамуз (правильно) и ара (делай) правильно повторяй.

ШАЛАХО
Кавказский, городской, мужской, шуточный танец

ЯРХУШТА
Танец рассказ о битве, танцевали до и после битвы, рассказывают кто и как бил как защищался и как победил.

КИНТАУИ
Кавказский, городской, мужской, шуточный танец

УРФАНЕ
Древнейший танец Урартских волхов (свещенно служители язических храмов)

Нинаре
Васпураканский весёлый танец

ТАМИР АГА
Танец возвеличивании Тамир ага, весёлый и темпераментный танец

Ктктик
Васпураканский шуточный танец имеет 2 этапа медленный и быстрый, игра на пятках

КЕРЦЫ
Это мужской танец воинов, Керц (скала), в танце держатся как скала и рассказывают как воевали

Нинаре
Танцевали в Васпуракане игровой танец, один из тех круговых танцев который ведут на лево, имеет 2 этапа медленный и быстрый

СПАПАР
Это Амшенский танец воинов и фиксирует шеренгу и движения воинов с саблями и с копями. Сур (сабля) пар – танец

ЦАПИК ПРА
Это Амшенский воинственный танец, который показывает своими хлопками свою силу удара и быстроту движении

ПАРСКАХАЙКИ МАНРАХАХЕР
Парскахайк – до не давних времён Иран называлась Персией а тамошниен армянские земли парскахайком

МАЙРОКЕ
Древнейший танец который дошло до нас по смыслу и обозначению из пещерных веков, когда верили что своими движениями и рассказами смогут вернуть или показать дорогу в мир покойников. Этот танец левосторонняя и в движениях хоть показывают на право но линия и ряд танца идёт на лево

ВЕРВЕР
Весёлый быстрый танец, со своими шутками и вариациями, есть один основной на 6 счёт а все исходит из него. Вервери весёлый танец в припрыжку

АРЗУМАНИ
В давние времена в Васпуракане (это территория западной Армении), был один князь Арзуман который очень любил пиршество и всегда пригласил соседних царей, князей с семьями, мерил их и пировали.
присутствующие молодые сыновья и дочери князей и царей в честь и в благодарность князю Арзумаиу танцевали этот танец. Где показывают свою благодарность к князю Арзуману и величия своих отцов. Имеет 2 этапа медленный и быстрый

K6Ozsazj1TW8LTw1dH5ix0TIFiSJ6 oq5CpXbtiOK2bfZfALHI9Mu1Zy0OVw 0Yee sU58koZytJzZvAwoCMv5Ov

Источник