какие тарифы жкх повышаются с 1 января 2021 года

Тарифы, штрафы, льготы: что изменится в оплате ЖКУ в 2021 году

756076811537839

Из-за эпидемии коронавируса в этом году для российских граждан были введены различные послабления, в том числе установлен запрет на начисление неустойки за долги по коммуналке и мораторий на поверку приборов учета. В 2021 году все эти ограничения снимаются. Кроме того, в новом году россиянам придется платить за ЖКХ по повышенным тарифам и получать субсидии на оплату услуг по новом правилам.

Рассказываем подробнее, какие изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства ждут россиян.

Штрафы и пени

Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по жилищно-коммунальным услугам был введен с 6 апреля до 31 декабря. С 2021 года гражданам снова будут начислять неустойку. С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года. Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.

Персональные данные

С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника обязаны будут указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения. Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.

Поверка счетчиков

В 2021 году россиянам необходимо провести поверку счетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку. Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода. Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Рост тарифов

Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы на услуги вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения. Например, в Москве — это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%. В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.

Льготы на ЖКУ

С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.

Источник

ЖКХ – 2021: рост тарифов на коммунальные услуги, возобновление взыскания неустойки за просрочку платежей, новые правила пожарной безопасности в зданиях

zhkh 2021 rost tarifov na kommunalnye uslugi vozobnovlenie vzyskaniya neustoyki za prosrochku platezhey novye pravila pozharnoy bezopasnosti v zdaniyah 300
Madhourses / Depositphotos.com

С 1 января каждого года традиционно вступают в силу многочисленные поправки в федеральные законодательные акты. Не является исключением и Жилищный кодекс. Однако если в прошедшие годы, как правило, начинали действовать новые положения и поправки в отдельные статьи кодекса, то особенностью следующего года станет, помимо прочего, возобновление действия норм, временно приостановленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В числе ключевых моментов, которые следует учитывать потребителям коммунальных услуг и жителям многоквартирных домов в 2021 году:

Остановимся на указанных и иных корректировках подробнее.

Субсидии на оплату жилья и ЖКУ

С 1 января 2021 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они предоставляются гражданам, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую устанавливаемой субъектом РФ максимально допустимой доле расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).

Как и прежде, субсидии не смогут получить граждане, имеющие задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, однако в кодексе появятся уточнения относительно:

Аналогичные корректировки претерпит порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Ее нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ).

Указанные поправки призваны предотвратить имеющиеся на практике случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение рассматриваемых субсидии или компенсации из-за предоставления управляющими организациями недостоверных или неточных сведений, а также в связи с осуществлением ими некорректного расчета размера соответствующей платы и выставления задолженности с истекшим трехгодичным сроком давности. Это приводит к тому, что граждане в целях доказывания отсутствия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги вынуждены жаловаться в органы госвласти, а порой – и отстаивать свои права в судах.

Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.

Неустойка за просрочку коммунальных платежей

По общему правилу, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим (ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Нарушение срока внесения указанной платы, равно как и ее уплата не в полном размере, грозит должникам взысканием пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Пени исчисляются начиная с 31-ого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Если просрочка затягивается, то начиная с 91-ого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты применяется повышенный размер пени – 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Такие размеры пеней являются максимальными, их увеличение запрещено (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Какие еще меры поддержки в сфере ЖКХ были введены в период пандемии COVID-19? Узнайте из Обзора, подготовленного экспертами компании «Гарант»

Одной из мер социальной поддержки граждан в период пандемии стало введение моратория на взыскание неустоек (штрафов, пеней) за несвоевременную или неполную оплату жилья и коммунальных услуг. Он был установлен Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление Правительства РФ № 424) временно – до 1 января 2021 года – путем приостановления действия соответствующих норм Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правил ЖКУ). Кроме того, в документе прямо прописан запрет применять до конца 2020 года положения всех действующих договоров о предоставлении коммунальных услуг в части, противоречащей введенному мораторию.

Как впоследствии в своем Письме от 20 апреля 2020 г. № 12360-ОГ/04 разъяснил Минстрой России, речь идет о приостановлении взыскания неустойки (штрафа, пени) за любые коммунальные долги, включая долги по оплате содержания жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Начисление неустойки приостановлено с 6 апреля 2020 года – с этой даты УК, ТСЖ, ЖСК и т. п., а также РСО не вправе ни начислять неустойку, ни обращаться в суд и ФССП России с исками о взыскании неустойки, начисленной до 6 апреля, а могут лишь указать на наличие старой неустойки (штрафа, пени) и задолженности в соответствующей графе платежной квитанции.

В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 г., пояснил, что правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства или пребывания гражданина и от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

У Правительства РФ еще есть время для принятия решения о продлении срока действия рассматриваемого моратория, но пока федеральные власти не озвучили свои намерения на этот счет. Если продление не последует, то с начала 2021 года возобновится действие норм о (об):

Следует учитывать, что с момента завершения периода приостановления указанных нормативных положений неустойка будет подлежать начислению и взысканию за весь период просрочки, исключая период действия моратория. На это указывал ВС РФ в своем Обзоре. При этом, если суд примет решение о взыскании соответствующей неустойки до 1 января 2021 года (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения он должен указать сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля текущего года. «В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании ст. 10 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 3-5 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория», – подчеркивается в документе.

Кроме того, в следующем году возобновится действие нормы, обязывающей собственников помещений в МКД, несвоевременно или не в полном объеме уплативших взносы на капремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Пени начисляются начиная с 31-ого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424).

Правила противопожарного режима

С начала следующего года вступят в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Противопожарные правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Часть положений документа носят общий характер и касаются в том числе жителей МКД. Например, установлены запреты на:

Отдельный раздел Противопожарных правил посвящен правилам пожарной безопасности в зданиях для проживания людей. Например, запрещено устраивать в квартирах производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение. По-прежнему не допускается использование открытого огня на балконах (лоджиях) и хранение баллонов с горючими газами в квартирах и жилых помещениях зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2, на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных и подвальных этажах, на чердаках, балконах, лоджиях. В числе запретов – и запрет на оставление без присмотра в зданиях для проживания людей источников открытого огня (свечей, непотушенных сигарет, керосиновых ламп и т. п.), а также на эксплуатацию бытовых газовых приборов при утечке газа и проверку герметичности соединений с помощью источников открытого огня.

Что касается территорий населенных пунктов, то сохранятся действующие запреты на использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, размещения сооружений, в том числе временных, для разведения костров, установления мангалов и сжигания отходов. Как и ранее, нельзя будет разводить костры, в том числе для сжигания мусора, травы, листвы, для приготовления пищи, на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов – для этого нужно использовать специально отведенные места и применять установленные способы. А автомобилистам надо будет следить за тем, чтобы их транспортные средства не перекрывали площадки для пожарной техники.

В отличие от действующих правил противопожарной безопасности в новом документе появится отдельный раздел, посвященный особенностям применения пиротехнических изделий бытового назначения. Так, в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения можно будет применять только хлопушки и бенгальские свечи, соответствующие I классу опасности по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», за исключением применения специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов, для которых разработан комплекс дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Под запретом будет и применение пиротехники на кровлях, покрытии, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружений). По новым правилам не допускается использование пиротехники лицами, не преодолевшими установленного производителем изделия возрастного ограничения.

Новые Противопожарные правила будут действовать в период с 1 января 2021 года и до 31 декабря 2026 года включительно.

Тарифы на услуги ЖКХ

Нововведением, которое коснется каждого потребителя, станет повышение в следующем году платы за коммунальные услуги за счет индексации ее размера. Но стоит сразу оговориться, что, во-первых, такое повышение является плановым и традиционным, во-вторых, увеличение тарифов произойдет только с 1 июля 2021 года.

Напомним, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги запрещается повышать выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утвержденных региональными властями (ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса). Между тем, предельные индексы определяются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, устанавливаемых кабинетом министров, – на 2021 год они определены Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 2827-р.

Согласно документу в следующем году, как и в текущем, рост тарифов будет произведен только со второго полугодия. То есть с 1 января размер платы за коммунальные услуги не изменится, а с 1 июля тарифы вырастут на 3,2-6,5% в зависимости от региона. Например, для Москвы этот индекс установлен на уровне 4,6%, для Подмосковья – 3,6%, для Санкт-Петербурга – 3,5%.

Наименьший показатель роста предусмотрен для Мурманской области (3,2%), а наибольший – для Чеченской Республики (6,5%). В 29 регионах России, включая республики Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртскую и Чувашскую республики, Ленинградскую, Астраханскую, Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калининградскую, Калужскую, Пензенскую, Псковскую, Рязанскую, Тверскую, Тюменскую, Ярославскую области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, предельный индекс повышения тарифов составит 3,4%. Достаточно высокие показатели определены для Новгородской области (6,4%), Республики Крым (6,2%), Республики Саха (6%) и Кабардино-Балкарской Республики (5,4%). Для Крыма и г. Севастополя, помимо индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установлены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 2021 по 2023 годы.

Что касается иных норм, которые начнут действовать или возобновят свое применение с 1 января 2021 года, то к их числу можно отнести следующие:

Также 31 декабря 2021 года завершится период перехода на интеллектуальные системы учета электроэнергии (так называемые «умные» счетчики). До конца следующего года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). При этом используемые поверенные приборы учета, не соответствующие новым требованиям, разрешено использовать вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты. А уже начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию будут подлежать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета.

Наконец, в следующем году продолжится реализация ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утв. Минстроем России 9 сентября 2019 г. № 17-П/05. В качестве целевых показателей программы на 2021 год указаны, в частности, оказание 19,57 тыс. семей господдержки в обеспечении жильем и предоставление компенсации оплаты взноса на капремонт общего имущества в МКД 100% граждан, имеющим право на получение такой компенсации и обратившимся за ней в установленном порядке.

Стоит отметить, что законодатель периодически инициирует рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением потребителей качественными коммунальными услугами и корректировкой порядка их оплаты. Несколько актуальных инициатив с поправками, срок начала действия которых запланирован на 2021 год, находится на рассмотрении в Госдуме.

В числе последних – законопроект, предусматривающий введение для кредитных организаций, операторов национальной платежной системы и платежных агентов запрета на взимание комиссионного вознаграждения в случае внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Ожидается, что такой запрет благоприятно отразится на социальном положении граждан, в особенности тех, кто имеет низкий уровень доходов. Рассмотрение законопроекта пока отложено, но, возможно, депутаты вернутся к этому вопросу в следующем году. И поскольку инициативой предусмотрено начало ее действия через 60 дней после официального опубликования принятого закона, не исключено, что поправки в случае их одобрения начнут действовать уже в 2021 году.

Не менее значимой является идея об освобождении от уплаты НДС юрлиц независимо от организационно-правовой формы или предпринимателей, предоставляющих гражданам коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения). Соответствующие поправки направлены на снижение для проживающих в МКД граждан тарифов ЖКУ, а также на обеспечение благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений и содержания общего имущества в МКД. Предполагается, что изменения не приведут к потерям для РСО и не потребуют от них изменения системы налогообложения, поскольку будут проведены путем расширения перечня услуг, освобождаемых от НДС. Указанный законопроект пока возвращен субъекту законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства РФ. Но в случае повторного внесения документа и принятия соответствующего закона поправки вступят в силу в 2021 году.

Сфера ЖКХ является одной из приоритетных, поскольку от своевременного обеспечения потребителей коммунальными услугами напрямую зависит качество жизни населения страны. Поэтому государство всегда оперативно реагирует на проблемы, возникающие в правоотношениях потребителей с УК и РСО, не забывая о предоставлении льгот и мер социальной поддержки гражданам по оплате услуг ЖКХ в необходимых случаях. Так, в период распространения COVID-19 были введены моратории на взыскание неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, а также на поверку счетчиков, действие которых в случае непринятия решения о продлении истечет уже через несколько недель. Из запланированных ранее нововведений в следующем году будет произведен рост тарифов на услуги ЖКХ, упрощен порядок получения субсидий на оплату таких услуг и актуализированы правила противопожарной безопасности в том числе в жилых помещениях. Остальные предложения только обсуждаются и планируются к принятию.

Источник

Тарифы на коммунальные и иные услуги на 2021г.

ООО УК «Свиблов ГРАД» является организацией, управляющей многоквартирными домами, расположенных в районе Свиблово и Южное Медведково и предоставляет жилищно-коммунальные услуги гражданам по ценам и тарифам, утвержденным нормативно-правовыми актами города Москвы. С 01 января 2021 года в расчетах с населением мы руководствуемся приказами департамента экономической политике и развития г.Москвы:

Приказ от 17.12.2020г. №358-ТР «О корректировке на 2021-2023 годы установленных долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для акционерного общества «Мосводоканал».

Приказ от 17.12.2020г. №352-ТР «О корректировке на 2021-2023 годы установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и на услуги по передаче тепловой энергии для публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания».

Приказ от 17.12.2020г. №353-ТР «О корректировке на 2021-2023 годы установленных долгосрочных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания» потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.

Приказ от 17.12.2020г. №343-ТР «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ремэнерго», на 2021-2025 годы.

Приказ от 17.12.2020г. №344-ТР «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Ремэнерго» потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения,на 2021 год.

Источник

Тарифы на электроэнергию для россиян в 2021 году вырастут на 5%

700ht Sv

Соответствующие прогнозы индексации по тарифам содержатся в опубликованном Минэкономразвития в субботу макропрогнозе на 2021-2023 годы, который был одобрен правительством на заседании 16 сентября.

Согласно одобренному правительством документу, рост регулируемых тарифов сетевых организаций для промышленности в период 2021-2023 годов составит 3,0% ежегодно (тарифы на электроэнергию традиционно индексируются с 1 июля).

Цены на газ как для промышленности, так и для населения планируется в 2021-2023 годах индексировать на 3% в год (индексация также с 1 июля). Индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям закладывается на уровне 3,7% в 2021 году (также с 1 июля) и на 4,0% в год в 2022-2023 годах.

В прогнозе отмечается, что в среднем размер индексации (с 1 июля) совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2021-2023 годах будет составлять 4,0% в год.

В Минэкономразвития сказали, что рост тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в 2021-2023 годах, сохранятся на уровне, предусмотренном принятым в сентябре 2019 года прогнозом социально-экономического развития РФ на период до 2024 года с ориентацией на уровень инфляции.

Как говорится в макропрогнозе, «индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) будет соответствовать темпам изменения тарифов на грузовые перевозки в связи с тем, что основной составляющей расходов для пассажирских перевозчиков является плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки».

Источник