какие татары живут в башкирии

Ильдар Габдрафиков: «Человек может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность»

Уфимский этнополитолог — о башкирских татарах, двойственной национальной идентичности и сомнительных играх политиков

Недавняя инициатива Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) присоединить часть Башкирии к Татарстану вызвала неоднозначную реакцию даже среди татарского населения. При этом организация требует «придать статус государственного татарскому языку в Республике Башкортостан». В последнее время из уст татарских общественников звучали и другие спорные идеи относительно соплеменников, живущих в соседних регионах. Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков в авторской колонке «Реального времени» решил поделиться мыслями о башкирских татарах. Вместе с тем колумнист нашей интернет-газеты призывает татар и представителей других народов поменьше увлекаться сомнительной политикой.

По следам татарских краеведов

В связи с последними событиями и заявлениями, звучащими со стороны национально-общественных организаций, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями. Может быть, некоторые помнят, недавно в Казани прошел первый съезд татарских краеведов. Там тоже звучали разные идеи. Напомню, самая большая делегация была из Башкирии — более 20 человек, и это неслучайно. Всем известно, что в Башкирии проживает вторая по численности, после Татарстана, группа татар. Татары на этой земле живут веками в дружбе и согласии с другими народами и в первую очередь с братским башкирским народом.

Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа.

Хотелось бы коснуться проблемы языка, языка наших краеведческих работ, выступления на публичных мероприятиях. Безусловно, мы должны работать в направлении сохранения и возрождения нашего родного языка. Однако, во-первых, в силу объективных и субъективных причин значительная часть татар была оторвана от своего языка, они жили и продолжают жить в иноязычном (преимущественно русскоязычном) окружении. Многие из них, к сожалению, потеряли свой язык или плохо знают его, но они сохранили крепкое самосознание. Во-вторых, нашу историю, наши дела и проблемы, с которыми мы живем, должны знать и читать и представители других народов. Поэтому я не согласен с теми идеями, в которых обговаривается, что все наши книги, статьи, публичные выступления должны быть только на татарском языке.

0ed8056380c3b76a

«Приятно было видеть в президиуме съезда нашего башкирского татарина — генерала Махмута Гареева, оба его родителя из Чишминского района. Он не только гордость Башкирии, всех татар, но и всей России и российского народа». Фото Максима Платонова

Более того, мы должны шагать в ногу со временем и смотреть в будущее. Я имею в виду необходимость использования современных информационных технологий. Для того, чтобы привлечь в свои ряды молодежь, нам нужны не только сайты с краеведческой тематикой, их уже немало. Безусловно, эти сайты должны быть рассчитаны не только на татароязычного читателя, но и на русскоязычного, а если будет еще и англоязычная версия, то это сделает читательскую аудиторию намного шире. Также мы должны активно присутствовать в социальных сетях («Фейсбуке», «ВКонтакте», «Одноклассниках» и пр.), чтобы шире рекламировать свою деятельность, и новыми информационными технологиями вызвать интерес у подрастающего поколения к своим корням, локальной истории, своей генеалогии.

О братьях-башкирах

Не могу не остановиться еще на одной, на мой взгляд, очень важной проблеме. Она касается темы межнациональных отношений, а именно взаимоотношений двух очень близких народов — татар и башкир. Думаю, многие из здесь сидящих знают о том, что в последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов. Так, отдельные книги вышли по родам Елдяк, Елан, Канлы, Гайна. Еней, Герей и пр. В основном они касаются истории родов, населяющих западные и северо-западные районы Башкирии, восточные районы Татарстана, а также южные районы Удмуртии и Пермского края. Выход этих книг надо только приветствовать, так как в них содержится большое количество архивного материала, который ранее не был введен в научный оборот, то есть публикуется впервые. Безусловно, наши краеведы эти опубликованные архивные источники будут использовать в своих работах.

Однако есть люди, которые из этих архивных источников готовы делать политику. Они ищут или даже пытаются создавать проблему там, где ее нет и не должно быть. Из тома в том помещают абсурдные (у меня нет другого слова) статьи об извечном, историческом противостоянии двух народов. Это очень вредные и лживые измышления, мы должны решительно противостоять таким попыткам.

038a28d671cc7ded

«В последние два-три года у нас в Уфе группой историков выпускалась многотомная история башкирских родов. К сегодняшнему дню выпущено уже более 20 томов». Фото bashklip.ru

Мы, татары Башкортостана, бок о бок веками жили и живем в дружбе и согласии с башкирами, и ничто не может помешать нашей дружбе. Чтобы избежать возможных кривотолков, искусственно не обострять тему межэтнических отношений, я предлагаю краеведам, которые пишут книги, статьи, посвященные истории как отдельных сел и деревень (особенно находящихся в северо-западной части Башкирии), так и в целом края, не ставить своей главной целью непременно доказать, что здесь живут только татары или только башкиры. Мы не должны на этом заострять свое внимание, так как чрезмерное выпячивание темы этнической принадлежности населения того или иного населенного пункта, той или иной территории может привести лишь к нежелательным проблемам во взаимоотношениях двух народов.

Что такое национальная идентичность

Уверен, что и татарская, и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно. Думаю, кто считает себя татарином, все равно он останется татарином, а башкир — башкиром. При этом никто человеку не вправе и не может помешать свободно определять свою этническую принадлежность. Совместная судьба двух народов так распорядилась, что наши предки здесь жили, поэтому нам и нашим потомкам суждено жить на общей территории.

Будучи профессиональным этнологом, хочу напомнить, что этническая идентичность представляет собой сложный и тонкий конструкт в нашем сознании как на уровне индивида, так и на коллективном — на уровне больших и малых групп. На механизмы ее формирования и функционирования влияет множество факторов.

Поэтому этническая идентичность человека представляет сложную субъективную иерархию. Например, он одновременно может быть татарином и мишарем, татарином и кряшеном, татарином и нагайбаком, татарином и тептярем и т. д. Он также может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность, если его родители разной этнической принадлежности — татарин-русский, татарин-чуваш, татарин-мариец и т. д. Бывает и так, что в течение жизни человек может изменить свою этническую идентичность. Реальная этническая мозаика гораздо разнообразнее, чем дают данные официальной статистики и переписей населения.

19c10fa5a9950265

«Уверен, что татарская и башкирская идентичности настолько крепки, что вот такими тенденциозными книгами, публикациями на них нельзя повлиять, а навредить можно». Фото kazanreporter.ru

Нам в своих работах также нельзя искать доказательства того, какой народ на этой земле более древний, кто коренной, а кто пришлый. Такого рода поиски никогда не приведут к добру. Все мы на этой земле коренные, а если обратиться к более отдаленной истории, то здесь не было ни татар, ни башкир, а когда-то жили сарматы, угры, различные тюркские племена, булгары, кипчаки, ногайцы и т. д., которые позже составили этническую основу как татарского, так и башкирского народов. Поэтому этническое происхождение у этих народов общее, впрочем, как и их история.

Убежден, что краеведение принесет гораздо больше пользы нашему народу, его будущему. Поэтому давайте заниматься краеведением и быть подальше от сомнительной политики!

Справка

Ильдар Махмутович Габдрафиков— историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук.

Источник

Республика Башкортостан

Субъект Российской Федерации

Содержание

Общие сведения

Расположена в Предуралье и на склонах Южного Урала, в составе Приволжского федерального округа. Образована в 1919 г. Площадь – 142,9 тысяч кв.км. Столица – город Уфа (1165 км к востоку от города Москва).

Население – 4071987 человек (2015 г.). Численность татар в 2010 г. – 1009295 человек (в 1939 г. – 777,2 тысяч, в 1959 г. – 768,6 тысяч, в 1970 г. – 944,5 тысяч, в 1979 г. – 940,4 тысяч, в 1989 г. – 1120,7 тысяч, в 2002 г. – 990,7 тысяч человек).

Татары на территории республики

Территория Башкортостана является традиционным местом расселения татар.

Северо‑западная часть республики исторически входила в сферу влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, в 1550–1580‑е гг. находилась в составе Казанского уезда. В 1708–1728 и 1731–1734 гг. территория республики (Уфимская провинция) находилась в административном подчинении Казанской губернии.

Территория Поволжья и Приуралья на протяжении многих веков являлась местом постоянной разнонаправленной внутренней миграции татар. После завоевания Казанского ханства значительная часть татарского населения была вынуждена покинуть места своего проживания и мигрировать из центральных районов государства в Предуралье. Помимо образования собственных селений, татары обосновывались в аулах башкир‑вотчинников.

С 1670‑х гг. на территории Башкирии появилось значительное количество служилых татар – мещеряков, переселенных из районов Нижнего Новгорода и Касимова для несения службы в городах‑крепостях и пограничных засечных чертах.

Во второй трети XVIII в. произошла новая волна миграции татарского населения Среднего Поволжья в Предуралье, вызванная усилением налогового гнета государства и политикой христианизации в 1740–1750‑х гг. В этот период шло стихийное переселение в основном ясачных татар. На новом месте они вливались в сословную группу тептярей и к концу XVIII в. стали определять ее этническое лицо.

Кроме этих категорий татарского населения, на территории Башкирии проживали «ямские», «лашманные» и «торговые» татары. Они различались также по названию местности, откуда мигрировали: «казанлылар» (казанские), «алатырлылар» (алатырские), «томэннэр» (темниковские) и другие.

Жизнь татарской общины

Татары‑переселенцы принесли с собой в Башкирию культуру оседлой жизни, навыки развитого земледелия, стойлового содержания скота, а также традиционные для них промыслы (кожевенное производство, металлообработку, ювелирное дело, ткачество, деревообработку).

В свою очередь, переселенцы заимствовали у местного населения такие виды хозяйственной деятельности, как охота, выгонное скотоводство, рыболовство.

В ответ на социально‑экономические, религиозные и национальные притеснения со стороны царской администрации татары в конце XVII – XVIII вв. активно участвовали в башкиро‑татарских восстаниях и Крестьянской войне 1773–1775 гг. В 1798 г. часть татарского населения края (мишари) была включена в башкиро‑мещерякское войско, в 1855 г. туда же были отнесены тептяри.

В истории татарского народа особое место занимает город Уфа, который наряду с Казанью издавна являлся одним из важнейших центров его национальной, культурной, религиозной и политической жизни. В 1789 г. здесь было учреждено Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание, заседателями в котором традиционно являлись выходцы из Казанской губернии. В 1906 г. было основано медресе «Галия», ставшее одним из крупных очагов просвещения татар, башкир, казахов и других. тюркоязычных мусульманских народов.

В начале XX в. в Уфе работали татарская библиотека и книготорговая контора, в 1906–1907 гг. издавалась газета «аль‑Галями аль‑Ислами», в 1912–1922 гг. функционировал татарский драматический театр.

После Февральской революции 1917 г. татары Башкирии активно включились в общественно‑политическую жизнь. В 1917–1918 гг. в Уфе работал тюрко‑татарский национальный парламент – Миллэт Меджлиси. В 1918 г. была предпринята попытка создания татаро‑башкирского государства – Штата Идель‑Урал, затем – Татаро‑Башкирской Советской Социалистической Республики.

В советский период татары сыграли важную роль в становлении и деятельности органов государственного управления Башкирской АССР, развитии многих отраслей экономики (особенно нефтяной, химической и нефтехимической промышленности), систем здравоохранения и народного образования, науки, культуры, искусства, средств массовой информации.

В 1960–1970‑е гг., в связи с ростом образовательного уровня и национального самосознания башкирского населения, в республике утвердилась тенденция к ограничению сферы действия татарского языка, вытеснению татар с ответственных постов в государственных и партийных органах, из средств массовой информации, вузов, учреждений культуры и других сфер с последующей заменой их башкирскими кадрами. В этих условиях определенная часть татарского населения была вынуждена формально признать себя башкирами.

В 1990‑е – начале 2000‑х гг. политика ущемления татар приобрела новые формы: многие татарские школы и детские дошкольные учреждения были закрыты и перепрофилированы в башкирские; несмотря на численный паритет носителей татарского языка и носителей русского и башкирского языков, татарский язык не получил статуса государственного языка; имело место намеренное искажение итогов переписи населения 2002 г., выразившееся в значительном увеличении численности башкир за счет снижения доли татарского населения в республике. Эти явления оказывают негативное влияние на положение татар в Республике Башкортостан и на ее отношения с Республикой Татарстан.

В Башкортостане свыше одной тысячи населенных пунктов с преобладанием татарского населения. В городе Дюртюли, а также в Бакалинском, Буздякском, Кигинском, Стерлибашевском, Чекмагушевском и Чишминском районах татары составляют свыше 50% от общей численности населения.

В Республике Башкортостан действуют три татарские гимназии (две – в городе Уфа, одна– в городе Белебей). В 2005/2006 учебном году в 715 школах республики преподавание велось на татарском языке, в 404 школах он изучался как предмет.

Подготовка преподавателей татарского языка и литературы осуществляется на филологических факультетах Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, Бирского филиала Башкирского государственного университета и Стерлитамакской педагогической академий. В двух последних, а также в Белебеевском педагогическом колледже готовят воспитателей для татарских детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов для татарских школ. Учителей по этой специальности готовят также Кушнаренковское педагогическое училище, Уфимский педагогический колледж №1, Белебеевский и Туймазинский педагогические колледжи; Стерлитамакский педагогический колледж готовит воспитателей для татарских детских дошкольных учреждений.

В 1991 г. в структуре Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан» была образована редакция передач на татарском языке. Ею подготовлены телевизионные программы «Рэйхан», посвященные вопросам педагогики татарского народа, «Сэйран» – фольклору татар; создан документальный фильм «Татары Башкортостана». В программе «Голоса друзей» транслируются передачи на татарском языке из Казани, Оренбурга, других регионов. В радиоэфир регулярно выходят передачи «Узоры», «Минуты поэзии», «Литературные чтения», «Встречи для вас», «Юлдаш».

В Республике Башкортостан действуют сорок шесть татарских народных творческих коллективов (2002 г.), среди них – двадцать четыре театральных, одиннадцать танцевальных, пять фольклорных, пять хоровых, два инструментальных.

С 1991 г. в г. Нефтекамск, при участии Министерства культуры Республики Татарстан, ежегодно проводится межрегиональный фестиваль молодых исполнителей башкирской и татарской песни «Дуслык моны», совместно с Союзом татарской молодежи «Азатлык» – республиканский (с 2001 г. – межрегиональный) конкурс красоты «Нэуруз гузэле». Раз в два года в Уфе проходит конкурс исполнителей татарской песни «Туган тел». Популярностью пользуются поэтический праздник «Илхам чишмэлэре», вечера памяти Г.Тукая, М.Джалиля, Ф.Карима, А.Даутова.

В Республике Башкортостан функционируют Татарский общественный центр (с 1989 г.), Конгресс татар Башкортостана (с 1997 г.), Союз татароязычных писателей Республики Башкортостан, Союз татарской молодежи Башкортостана «Азатлык» (с 1990 г.), Татарский общественный центр «Мирас» (с 1990 г., город Стерлитамак), Татарская демократическая партия «Идель‑Урал» (с 1991 г.), Общество татарских мурз (с 1993 г.), Национальная община татар «Татары Башкортостана».

На татарском языке выходят три республиканских, пять городских и двадцать два районных периодических издания.

Работают Татарский театр «Нур» (Уфа), Татарский драматический театр (город Туймазы).

Между Республикой Татарстан и Республикой Башкортостан существуют давние экономические и культурные связи. В 1991, 1997, 2010 гг. между республиками были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве. Развитие башкирской и татарской культур происходило в постоянных процессах взаимовлияния и взаимообогащения.

Известные уроженцы

С республикой связаны жизнь и деятельность религиозного деятеля и историка Х.‑Г.М.Габаши, композитора С.‑А.Х.Габаши и других.

Источник

История и Культура Башкортостана

Татары, мишари, тептяри, кряшены

В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар. Так же, как и русские, татары – не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века. О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.

Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них – с татаро-монголами. Другие ученые считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынских татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию. Последняя гипотеза имела большее распространение, чем первая.

Уже в новейшее время золотоордынская (татаро-монгольская) теория была несколько видоизменена: предками татар по-прежнему считали татар Золотой Орды, но их уже отделяли от домонгольских кипчаков, отатаренных в золотоордынское время. Татарский исследовать Г. Губайдуллин, например, считал, что татары сформировались из отюреченных местных финно-угров и булгар, ассимилированных в XIV – XV веков пришлыми золотоордынскими татарами-кипчаками Нижнего Поволжья с растворившимися в их среде татаро-монголами XIII века. Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников ученых различных направлений: историков, археологов, этнографов, языковедов и других. В. Смолин, Али-Рахим, А. Самойлович, М. Сафаргалеев, Ш. Мухамедьяров, Э. Наджиб, В. Каховский, В. Ижбалдин считают, что этническую основу татар составили татары Золотой Орды. Ряд лингвистов полагают, что формирование татар и их языка произошло в ходе взаимодействия населения Волжской Булгарии и кипчакизированного населения Золотой Орды.

Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья – мишари. В происхождении и этническом облике ихмного неясного. Некоторые исследователи в XIX века считали, что «мещеряки – суть не что иное, как омусульманенная мещера, с давних времен приютившаяся на башкирской земле». В настоящее время их считают частью татар, хотя в дореволюционной и на первых порах в советской демографической статистике они учитывались отдельно. Достоверных сведений о начале переселения ми-шар в Башкирию пока нет, однако многие ученые единодушны в том, что «они первые и древнейшие из переселенцев». Мишари Башкирии в большой части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижнегородской, Казанской, Пензенской). Перепись населения, проводившаяся в 1926 году, была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 года учла их в составе татар.

О термине «тептяр» существует несколько версий. Одна из них выводит его от слова «дэфтэр» (буквально тетрадь), подразумевая под ним «запись», «договор», письменные условия отношений и взаимных обязательств между башкирами-вотчинниками и припущенниками. Вторая версия производила этот термин от того же «дэфтэр» и чувашского слова «типтер», который означает бирку с отметкой причитавшегося долга. Третья версия считала его татарским словом: служилого человека сибирские татары называли теп-тярем. Башкирский историк Асфандияров А. 3. считает, что термин «тептяр» берет свое начало от башкирского слова «тибеу» — «тибелеу», «типтереу», в смысле «вытеснять(ся), выталкивать(ся), быть отвергнутым». Приход тептярей в Башкирию, как отмечалось, начался недавно. В середине XVIII в. их насчитывалось немногим более 61 тыс. человек, а через сто лет их стало 261,8 тыс. Накануне первой мировой войны в Уфимской и Оренбургской губерниях проживало более 305 тысяч тептярей. В 1926 г. при переписи населения свыше 23 тысяч человек называли себя тептярами. При последующих переписях населения они учитывались главным образом в составе татар (исключение, составлял тептяро-учалинский регион).

В Башкирии проживает небольшая группа кряшен (буквально крещеные), отличающиеся от основной массы татар вероисповеданием и некоторыми культурно-бытовыми особенностями. Кряшен принято считать в основном частью казанских татар. В целом, очевидно, это верно. Татарский этнограф, автор книги «Татары-кряшены» Мухаметшин Ю. указывает, что кряшены — это «небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья, сложившаяся в результате крещения в середине XVI – начале XVII веков».

Татары являются третьей по численности национальностью в Башкортостане. Это самая многочисленная национальная группа татар за пределами Республики Татарстан, известная в этнографической литературе под названиями «уфимские татары», «приуральские татары».

Генетическое родство и близость башкирского и татарского языков, общность многих культурно-бытовых традиций, принадлежность к одной религии на протяжении столетий способствовали культурно-этническому сближению и взаимопроникновению двух народов. Оба народа до революции имели общую письменую культуру и литературный язык, многие писатели и деятели культуры выступали от имени обоих народов. В то же время еще до революции шел процесс консолидации башкир и татар в отдельные нации, получивший свое завершение после Октябрьской революции. Большое значение в реализации и завершении данного процесса имели образование Башкирской (1919 г.) и Татарской (1920 г.) автономных республик, введение в Башкирии нового литературного языка (1923 г.).

Татары контактируют с башкирами во всех городах и 50 сельских районах из 54. Всюду происходит интенсивный обмен культурно-бытовыми традициями и хозяйственными навыками, а в районах, где татары и башкиры представлены большими массивами, формируется своеобразный татаро-башкирский уклад быта и культуры.

Мощным фактором этнического взаимопроникновения татар и башкир являются смешанные браки, которые также благодаря культурно-бытовому и языковому родству и общности религии имеют глубокие исторические корни. В межнациональных браках в Башкортостане, и в городах и в сельской местности, на первом месте стоят татаро-башкирские браки.

Взаимосвязи татар с чувашами и финно-угорскими национальными группами – марийцами, удмуртами и мордвой были и остаются довольно интенсивными. Татары, как и башкиры, заимствовали немало хозяйственно-культурных навыков у финноугорских соседей, но и сами оказали заметное влияние на них. Надо сказать, что это влияние было совокупным: культура и язык татар и башкир в западных и северо-западных районах, как уже отмечалось выше, были в основных чертах одинаковы, и соседи воспринимали их как единое целое.

По М. В. Мурзабулатову, Н. В. Бикбулатову.

Источник

Татары — это диаспора, ирредента или коренной народ Башкортостана?

В Башкортостане к термину «коренной народ», который на государственном уровне употребляют только в отношении башкир, обычно противопоставляется термин «диаспора». Причем, последний употребляют не только в отношении мигрантов, но и, в первую очередь, в отношении татар республики. Это неформальное правило подтвердил Врио Башкортостана Радий Хабиров, когда на прошедших в апреле Днях культуры Республики Татарстан в Башкортостане назвал более чем миллионное татарское население республики «диаспорой». Такой яркий пассаж, конечно, не мог остаться незамеченным, т.к. татары считают себя коренным народом Башкортостана.

При этом вопрос этот далеко не праздный, а речь Радия Хабирова была не случайным изречением и имеет ярко выраженный политический подтекст.

Причина в том, что в силу специфической политической ситуации в Башкортостане постоянно муссируемые разговоры о «татарской диаспоре» выставляются теми, кто употребляет это словосочетание как некое обоснование для игнорирования политических прав татар РБ. В том числе, речь идет и о возвращении татарскому языку государственного статуса, о праве на равноправный доступ к государственным финансовым ресурсам и т.д.

Но кто больше прав в этой ситуации? Татары — это диаспора или коренной народ Башкортостана?

Вначале разберемся с терминами. Что же такое диаспора? Диаспора — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания. Т.е. к татарам термин «диаспора» не может относиться по определению, т.к. Башкортостан, обладая определенной (пусть теперь и номинальной) автономией, является частью государства под названием Российская Федерация.

К тому же татары не обладают важным свойством любой диаспоры — территориальной рассеянностью, а проживают компактно в западной части РБ, граничащей с республикой Татарстан.

Поэтому в этом случае в отношении татар Башкортостана, как минимум, подходит другое определение из области политологии — «ирредента» (от итальянского «неискупленная»). Данный термин используется, когда говорят о части этноса, составляющей меньшинство населения в пределах данного государства, но компактно проживающей в непосредственной близости к государству, в котором идентичный ей народ составляет большинство.Последние два обстоятельства отличают ирреденту от диаспоры. И по этим свойствам татары, как минимум, могут считаться своеобразной ирредентой на территории современного Башкортостана.

А теперь рассмотрим понятие «коренной народ».

Общепринятым в международном масштабе определением «коренного народа» служит конвенция МОТ (международная организация труда ООН) №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» от 1989 года. Т.е. инструкция ООН, в отличие от российских практик, четко разделяет понятие «коренной народ» от народов, живущих в условиях традиционного общества («ведущих племенной образ жизни»).

Итак, «1. Настоящая Конвенция распространяется: a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты«.

Т.е. пункт А определяет тех, кого принято причислять в России к коренным малочисленным народам, а пункт В поясняет нам, кто такие коренные народы в принципе. Причем, в этом конвенций и в других подобных документах указывается, что указание самих народов на их принадлежность к числу коренных является основополагающим критерием, но не единственным.Тем не менее для объективности пройдемся и по остальным критериям, отраженным в пункте В конвенции ООН. Их два: 1) народы, чьи предки населяли эти территории до установления современных государственных границ; 2) сохраняют некоторые институты самоуправления.

Со вторым пунктом всё ясно, и татары ему полностью соответствуют, т.к. у татар Башкортостана имеются своеобразные институты самоуправления в формате всевозможных национальных объединений, национально-культурных автономий, мусульманской махалли (общины). В местах компактного проживания татарского населения ислам и исламские институты играют не только религиозную роль, но и, прежде всего, являются важным фактором консолидации татарской нации. Конечно, остается вопрос качества всех этих институтов самоуправления на нынешнем этапе, но они есть и, как показала новейшая история Башкортостана, способны действовать даже в режиме жесткой конфронтации с региональными властями.

Теперь по первому пункту. Современные государственные границы на территории Волго-Уральского региона возникли в XVI веке с завоеванием Казанского, Сибирского ханств и постепенным распадом Ногайской Орды (причины — внутренние политические противоречия, усугубленные климатическими изменениями, которые стали катастрофой для ногайских татар). Т.е. точкой отсчета по данному пункту, с точки зрения международного права, можно считать вторую половину XVI века.

В официальной истории Башкортостана, преподаваемой в школах и вузах, появление татар на территории современной РБ относят к XVII-XVIII века, т.е. уже после установления нынешних государственных реалий. И это неслучайно, т.к. данная концепция имеет весьма конкретную политическую подоплеку и абсолютно не соотносится с историческими реалиями того времени.

Начнем с того, что исторические корни современных волго-уральских татар восходят к двум тюркским народам: татарам Золотой Орды и волжским булгарам, которые окончательно сформировались в единую общность в XIV-XV веках. И западная часть современного Башкортостана еще задолго до возникновения Золотой Орды (уже как минимум с XII века) входила в состав Волжской Булгарии, на что указывают как ряд археологических данных, так и письменные источники.

К примеру, Лаврентьевская летопись рассказывает о битве отряда волжских булгар на реке Яик в XIII веке, а это, на минуту, уже южная часть современного Башкортостана. «Того же лета 1229 г. Саксины и Половцы възбегоша из низу к Болгарам перед Татары и Сторожеве Больгарскыи прибегоша бъени от Татар, близ рекы, ей же имя Яик«. Сторожевые отряды располагались вблизи приграничных засечных линий. И зная военную систему Волжской Булгарии, этот факт указывает на то, что граница Волжской Булгарии проходила где-то вблизи этой территории. В свою очередь, это позволяет утверждать, что уже к началу XIII века (т.е. уже как минимум с XII века, а возможно и ранее) больше половины территории нынешнего Башкортостана являлась неотъемлемой частью Волжской Булгарии. Этот момент, а также наличие сторожевого войска (выражаясь современным языком, пограничников), которое базировалось в военных крепостях, говорят о том, что булгары еще задолго до возникновения Золотой Орды освоили эти земли и держали их под своим контролем. Впоследствии эти территории вошли в состав Улуса Джучи, который позднее получил другое более привычное современному уху название — Золотая Орда.

Территория Волжской Булгарии была включена в состав Золотой Орды, под наименованием Булгарский вилайет, а город Булгар, в свою очередь, стал первой столицей Золотой Орды. Политически доминирующие татары растворили внутри себя близких к ним по языку, культуре, а также скрепленных общей религией (исламом) булгар. Разноплановость культурного наследия современного татарского народа как раз обусловлена этим симбиозом кочевой цивилизации татар и городской цивилизации волжских булгар. После распада Золотой Орды территория нынешнего Башкортостана была разделена между тремя татарскими государствами: Казанское и Сибирское ханства и Ногайская Орда.

Учитывая, что Казанское ханство возникло на территории бывшего Булгарского вилайята (т.е. Волжской Булгарии) Золотой Орды, то вся западная и частично центральная часть нынешнего Башкортостана вошла в состав этого государства.

О том, что Казанское ханство расположилось на землях бывшего Булгарского вилайята, сообщается в «Казанской истории». Напомню, что этот источник представляет собой записки русского военнопленного, много лет проживавшего в Казанском ханстве незадолго до его падения в 1552 году. «Та бо бѣ преже земля болгаровъ малых за Камою, промеж великия рѣки Волги и Бѣлыя рѣки Воложки до великия Орды Нагайския«. Здесь же мы видим что «белая река Воложка» — это нынешняя Агидель.

В другом источнике — Московском летописном своде конца XV века — говорится об оборонительном походе хана Ибрагима против военных сил Московского княжества в 1469 году и сообщается следующее:

«Собрался на них царь Казанскои Обреим со всею землею своею, с Камскою и с Сыплиньскою и с Костяцькою и з Беловоложскою и Вотятьцкою и з Башкирьскою«. Итак, «Белая Воложка» — это река Агидель. По представлениям средневековых источников Агидель («Белая Воложка») ограничивалась территорией от ее устья до места впадения в нее реки Караидель (т.е. место нынешнего города Уфа). Поэтому получается, что «Беловолжская земля» Казанского ханства — это западная и северо-западная часть нынешнего Башкортостана, т.е. нынешняя территория сплошного компактного проживания татарского населения. В то же время обращаю внимание на то, что «Башкирская земля» обозначена отдельно, что и неудивительно, учитывая, что территория проживания тех, кто называл себя в XV-XVI башкирами, находилась гораздо севернее нынешнего Башкортостана. А именно в верховьях реки Камы, где их обнаружил позднее князь Андрей Курбский во время военных действий против повстанцев (татар и марийцев), воевавших за восстановление независимости Казанского ханства.

Помимо этого из других русских летописных источников, повествующих о 1505 годе, также известно, к примеру, о существовании некоего князя Казанского ханства Кара-Килимбета, сидевшего в Уфе.

Исходя уже из этих данных, мы можем смело утверждать отом, что территория современного Башкортостана исстари входила в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды и возникших позднее на ее обломках тюрко-татарских государств. А предки современных волго-уралських татар — булгары и золотордынские татары — уже издавна начали освоение этих территорий.

Об этом, ссылаясь уже на свои исторические данные (которые до нас просто не дошли) также утверждает немецкий исследователь (а также доктор медицины, профессор естественной истории, член российской императорской Академии наук) Петр Симон Паллас, проехавший по свежим следам Пугачевского восстания в конце XVIII века. В своих записях он отдельное внимание уделяет татарам, проживавшим на территории Уфимской провинции Оренбургской губернии.

«На западной, южной и северо-западной сторонах Уфы жительствуют так нарицаемые Уфимские Татара, свойственники Казанских, но давно уже в сих странах поселившиеся. Они составляют особливо в околотках между реками Белою и Иком, многочисленные жилища. Сии Татара из всех Уфимских селенников беспорно самые прилежнейшие земледельцы, и по большей части люди неубогие. Кроме сей малой разности в платье, другой ни в языке, ни в обыкновениях, между Уфимскими и Казанскими Татарами, которых в Уфимской провинции великое множество живут перемешавшись, приметить не можно«. Т.е. Петр Симон Паллас, говоря о татарах, особо выделяет, что живут они здесь уже долгие столетия. И единственная причина, по которой он делит татар на условных уфимских и казанских, заключается в том, что первые появились здесь еще в средневековье, вторые же являются недавними переселенцами, отмечая, что никаких различий между ними нет. И что немаловажно отмечает, что из всех народов, проживающих на территории Уфимской провинции, татары обладают самыми передовыми для того времени технологиями земледелия. Возвращаясь к сегодняшнему дню, как не вспомнить тот примечательный факт, что основная масса сельхозпродукции производимой в республике Башкортостан, приходится именно на западные и центральные районы — территории компактного проживания татар. Выводы напрашиваются сами собой.

При этом Петр Симон Паллас четко отделяет уфимских татар от собственно самих башкир, отдельно отмечая и тех и других, и поэтому никоим образом нельзя ссылаться на то, что якобы педантичный немец «что-то напутал». Также Симон Паллас сообщает нам об остатках военных крепостей и каменных мечетей (что могло быть только в городских поселениях), явно намекая на их татарское происхождение. «Да и в самом деле находятся в окружности Уфы многие монументы, доказывающие жительство здесь некоего от башкирцев со всем особливого народа. Ибо две по ту сторону реки Диомы при отстоящих в 40 почти верстах от города Уфы Татарских деревнях Тирме и Калмаше находящиеся из кирпичу строенные мечети, и многия при них надгробные камни от части с Арабскими, а от части с коптическими надписями не Башкирского суть произхождения. Также и находящиеся между Уфою и Бирским по обеим сторонам реки Белой укрепленные места доказывают, что они строены не Башкирцами«.

Итак, все источники разных эпох говорят о раннем появлении предков современных татар на территории Башкорстостана, задолго до включения этих территорий в состав Московского/Российского государства, т.е. установления современных государственных границ в XVI веке. Освоение территории современного Башкортостана началось предками современных татар не только до включения этих территорий в состав Великого княжества Московского в XVI веке, но и задолго до возникновения Золотой Орды. Поэтому широкомасштабное заселение этих территорий татарским населением в период насильственной христианизации в XVII-XVIII веков — это не освоение чужих территорий, а скорее своеобразная внутренняя миграция в рамках большого татарского мира.

Также исходя из этих данных мы можем говорить о том, что термины «агидельские татары» («Беловолжская земля«) и «уфимские татары» (введенный Петром Палласом) имеют уже давнюю историческую основу. И эти наименования имеют даже большее право на существование и могут употребляться наряду с термином «татары Башкортостана».

Подытоживая всё вышесказанное, можно заключить несколько вещей. Во-первых, татары, исходя из документов ООН, являются полноценным коренным народом Башкортостана, а никак не диаспорой. И поэтому татары могут и должны об этом говорить при каждом удобном случае. Во-вторых, в условиях Башкортостана отнесение себя к понятию «коренные народы» — это, безусловно, еще одна отсылка к своей политической субъектности. А называть татар диаспорой — это не только неуместно, но и является своеобразной попыткой принизить их историческую и политическую роль в республике Башкортостан, чаще всего слово «диаспора» употребляется для оправдания ущемления национальных прав татар РБ. Для оправдания того, что татары не имеют право на возвращение татарскому языку государственного статуса, равноправия в вопросах кадровой политики и распределения финансовых ресурсов на свои нужды.

Источник