Зеленые насаждения на могилах
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ، فَقَالَ : » إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ : أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ، وَأَمَّا الْآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ «. ثُمَّ أَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ، فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً، قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا قَالَ : » لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا
[ ج ١ ص٥٣ رقم الحديث ٢١٦ ]
В хадисе, переданном от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал:
«Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут».
См. «Сахих аль-Бухари», № 216, передал Ибн Аббас.
قال ابن حجر في كتابه «تحفة المحتاج
Известный ученый ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:
ﻳﺴﻦ ﻭﺿﻊ ﺟﺮﻳﺪﺓ ﺧﻀﺮاء ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺒﺮ للإﺗﺒﺎﻉ و سنده ﺻﺤﻴﺢ ﻭﻷﻧﻪ ﻳﺨﻔﻒ ﻋﻨﻪ ﺑﺒﺮﻛﺔ ﺗﺴﺒﻴﺤﻬﺎ ﺇﺫ ﻫﻮ ﺃﻛﻤﻞ ﻣﻦ ﺗﺴﺒﻴﺢ اﻟﻴﺎﺑﺴﺔ ﻟﻤﺎ ﻓﻲ ﺗﻠﻚ ﻣﻦ ﻧﻮﻉ ﺣﻴﺎﺓ ﻭﻗﻴﺲ ﺑﻬﺎ ﻣﺎ اﻋﺘﻴﺪ ﻣﻦ ﻃﺮﺡ اﻟﺮﻳﺤﺎﻥ و نحوه
«Желательно положить зеленую ветку на могилу, следуя достоверному хадису Пророка, мир ему и благословение, поскольку благодаря ее тасбиху[1] покойному облегчаются могильные муки, и тасбих зеленой ветки совершеннее восхваления сухой ветки, так как в первой есть проявление жизни.
С этим можно сравнить и привычку класть базилик на могилу покойного и.т.п,».
См. «Тухфат аль-мухтаж», том, 3 стр.197
Далее ибн Хаджар пишет:
«По вынесенному в ходе дискуссии решению, запрещается убирать ее (зелёную ветку), так как это проявление пренебрежения к правам покойного.
Но согласно более достоверному решению, нет ничего запретного в том, чтобы убрать высохшую ветку, так как право покойного истекает после ее высыхания. Поэтому было упомянуто о желательности класть зеленую ветку, поскольку Пророк, мир ему и благословение, обусловил облегчение мук свежестью ветки, пока она не высохнет».
См. «Тухфат аль-мухтаж» том, 3 стр.197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
•Отсюда следует, что зелёные насаждения на могиле дозволены и желательны. Но возлагать венки на могилу не следует во избежание уподобления немусульманам.
Правила оформления могил у мусульман
Вера и религия народа определяют ритуальные традиции погребения, прощания с умершими. Представители ислама руководствуются законами Шариата, их обычаи захоронения отличаются от христианских. Могила мусульманина имеет скромный внешний вид, сдержанное оформление, украшение плит, оградок.
Отличие мусульманской могилы от православной
По Корану не хоронят единоверцев рядом с представителями других религий, выбирают отдельные земельные участки.
Христианские погребения, в отличии от мусульманских, размещаются на православном кладбище, куда помещают домовину с телом покойного. Яма делается по размерам усопшего. Гроб опускают с помощью веревок, тросов.
Мусульманская могила имеет отличия:
Мусульманина нельзя кремировать. Если человек при жизни выразил желание испепелить свои останки, родственники не допустят этого.
Внешний вид могилы в исламе
Согласно шариату, надгробия должны быть обращены в одну сторону. Они смотрят в направлении Мекки. Оказавшийся рядом с кладбищем, по расположению ритуальных плит мусульманин может узнать, куда ему обратиться для чтения молитвы во время намаза.
Ислам – религия, призывающая людей к сдержанности при жизни, после смерти. Захоронение должно быть скромным. Не стоит выделять место упокоения. Не запрещено изображать на плитах, оградах святые места. Свежую могилу без таблички оснащают мусульманской религиозной атрибутикой. Земля, насыпанная сверху, не утрамбовывается, а укладывается полумесяцем.
Кладбища выглядят скромно, но красиво, гармонично. Надгробия оформляют в едином стиле.
Памятник и другие атрибуты
Согласно исламу, мусульманам нельзя украшать могилы, устанавливать памятники. Надгробные плиты могут быть исполнены в форме купола мечети. Если при жизни человек совершил паломничество к Мекке, по святым местам, на захоронении возводят маленькую стелу в виде чалмы.
Коран не разрешает изображать людей на плитах, запрещено помещать фотографию, портрет покойного на могиле. Разрешается написать годы жизни, дату смерти, имя захороненного.
Если другие религии позволяют оформление надгробия по усмотрению родственников (высекают памятные надписи, портреты, сооружают саркофаги), ислам придерживается простоты декорирования.
Мусульманское надгробие должно быть сдержанным, допускаются элементы:
Женские могилы можно отличить по изящному орнаменту: высекают шляпку, цветок, платок. На мужских — мусульманские головные уборы (феска, чалма), полумесяц, цитаты из Корана. По количеству выгравированных цветов можно судить о количестве детей женщины.
Для изготовления памятника используют камень темных цветов. Предпочтение отдается черному. Выбирают гранит, мрамор. Мусульмане, у которых нет денег для надгробья, могилы, ставят конус с полумесяцем, сделанным из железа, мемориальную табличку.
Запрещено ставить свечи, цветы, пищу, оставлять алкоголь. Мусульманские законы порицают распитие спиртных изделий на кладбище — это грех. Остатки еды привлекают птиц, животных, они могут повредить захоронение, потревожить душу умершего. Место упокоения всегда чистое, простое, скромное.
Оформление могил
Согласно Корану, богатый, почтенный человек не должен отличаться от бедняка после смерти. Закон равенства всех людей имеет большое значение для исламской культуры. Богатые помогают малоимущим. Оформление мусульманских могил производится в едином стиле.
Правила для оформления надгробий:
Шариат запрещает строить склепы, мавзолеи, гробницы. На могилах нельзя читать молитву.
Ислам позволяет огораживать захоронение правоверного. Родственники усопшего мусульманина имеют право выбрать материал, украсить оградку без излишеств.
Как и могила, заграждение не должно вызывать зависти. Правильное оформление допускает использование растительных узоров, национальных атрибутов, полумесяца, звезд, цветов. Мастера вплетают исламские символы в кованные ограды, высекают на камне.
Как правильно ухаживать за могилой мусульманина
Исламские кладбища строятся отдельно от мест погребения иноверцев. Они чистые, ухоженные, не запрещено высаживать деревья, цветы.
Погребение не должны зарастать, они требуют регулярного ухода:
Родственник, близкий мусульманина имеет право посетить место его захоронения. Чтобы душа усопшего была в покое, пришедшим к могиле запрещается устраивать на ней празднование. Нельзя совершать намаз, ходить по кладбищу. Родственники не должны бурно выражать чувства, плакать, кричать. Запрещены жертвоприношения на месте вечного упокоения. Недопустимо наступать на захоронения, употреблять спиртные напитки, есть, мочиться, осквернять землю кладбища.
Человеку любого вероисповедания разрешено навещать могилы похороненных мусульман. Посетитель должен уважать веру погребенных.
На территории кладбищенской мечети высаживают фруктовые деревья. Плоды оставляют нетронутыми. Есть их не возбраняется, если деревья сажали для прихожан.
Мусульманские традиции пропагандируют законы Аллаха, которых придерживаются при жизни и после смерти. Могилы представителей исламской веры отличаются скромностью, ухоженностью, правилами организации надгробий.
Какие цветы можно сажать на могиле у мусульман
мусульманское кладбище
Отредактировано: умм амина в 23 авг 2010, 09:10
Запрет на некоторые деяния у могил
На начальном этапе формирования ислама посещение могил было запрещено. Это объяснялось тем, что совсем немного времени отделяло людей от эпохи невежества, и было необходимо защитить святость и неприкосновенность единобожия. Когда же вера окрепла и утвердилась в сердцах, когда люди ощутили ее величие, когда доказательства единобожия стали ясны, а связанные с язычеством сомнения развеяны, мусульманам было позволено посещать могилы, причем цели таких посещений были строго определены и разъяснены.Передают, что Бурейда б. аль-Хусайб рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их». Этот хадис передал Муслим.Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти» (Муслим).Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их, потому что в них – назидание» (Ахмад).Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Я запрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что они смягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают о последней жизни, но не говорите неприличные слова!» (аль-Хаким).Передают, что Бурейда рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует обучал их говорить при посещении кладбищ: «Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас». Этот хадис передал Муслим.Эти и другие похожие хадисы указывают на то, что посещение могил было узаконено в шариате после того, как это было запрещено, ради достижения двух важных целей.Во-первых, ради уменьшения интереса к этому миру посредством поминания последней жизни, смерти и тления, а также ради извлечения урока из участи покойников. Все это укрепляет веру человека, усиливает его убежденность, упрочняет его связь с Аллахом и побуждает его не отказываться от повиновения и не проявлять беспечность. Во-вторых, ради мольбы за покойников, просьбы смилостивиться над ними, простить их и проявить к ним снисхождение, поскольку это является добрым отношением к ним.Это подтверждается священными текстами, и если кто-либо заявляет о законности посещения могил ради других целей, то от него требуется привести доводы и доказательства.Сунна содержит запреты на совершение некоторых деяний у могил и во время посещения кладбищ. Целью этих запретов является защита единобожия и его неприкосновенности, и каждый мусульманин обязан знать об этом, чтобы уберечься от лжи и спастись от заблуждения. К этим запретам относятся следующие:
1. Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил.
Ранее мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «…не говорите неприличные слова». Под неприличными словами подразумевается все, что запрещается шариатом, во главе с многобожием, которое проявляется в обращении к покойникам в могилах с мольбой, всевозможными просьбами, молитвами о спасении, поддержке и благополучии. Эти поступки являются очевидным многобожием и явным неверием. До нас дошли многочисленные хадисы Пророка Да благословит его Аллах и приветствует в которых содержится ясный запрет на это, в которых проклинаются все те, кто поступает так. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Джундаба бин Абдуллаха, который рассказывал, что слышал, как за пять дней до смерти посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Слушайте! Ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».Обращение с мольбой и просьбами к мертвым, посвящение им обрядов поклонения – все это является проявлением великого многобожия. Что же касается проведения времени у могил, ожидания удовлетворения мольбы возле них, совершение намаза в мечети, в которой есть могила, то эти деяния относятся к ереси и предосудительным поступкам.В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши, в котором сообщается, что пророк Да благословит его Аллах и приветствует во время болезни, от которой он скончался, сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!»
2. Жертвоприношение у могил. Если животное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертву погребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит их нужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же жертвоприношение совершается с другим намерением, то оно относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к язычеству. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «В исламе нет подрезания поджилок» [1]. Абд ар-Раззак же сказал: «Они приносили в жертву у могил коров и баранов».
3. Возвышение могилы посредством не только той земли, которая вышла из нее, побелка могилы гипсом, подписание ее, воздвижение на ней строения, сидение на ней. Эти поступки являются ересью, по причине которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конце концов, все они тоже приводят к язычеству. Передают, что Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует запретил белить могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд и аль-Хаким.
Основы веры в свете Корана и Сунны
автор Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли.
4. Совершение намаза в направлении могилы или возле нее.
Передают, что Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них». Этот хадис передал Муслим.
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Вся земля является местом для совершения земных поклонов, кроме кладбищ и бань». Этот хадис передал Абу Давуд и ат-Тирмизи.
5. Строительство мечетей на могилах.
Эта ересь тоже относится к заблуждениям иудеев и христиан. Ранее мы уже отмечали, что в хадисе Аиши говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!»
6. Устроение празднеств на могилах.
Священные тексты содержат ясный запрет на совершение этого еретического поступка, причиняющего большой вред. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не устраивайте на моей могиле празднеств [2] и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меня благословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня». Этот хадис передал Абу Давуд и Ахмад.
7. Совершение путешествия ради посещения могилы.
Поступать так запрещается, потому что в конечном итоге это может привести к язычеству. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети посланника и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
» Дописано позже
Женщинам ходить на кладбище.
а) Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял женщин, часто посещающих кладбища.[74]
б) Умм ‘Атийа рассказывала: «Нам запрещалось участвовать в похоронах, но запрет этот не был строгим».[75]
Это является ее мнением, но законодательную силу имеет непосредственно сам запрет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о чем говорили мусульманские правоведы.
Причина же этого запрета в том, что женщины не обладают большой выдержкой и терпением и ронимы, а посещение кладбища еще более усиливает их печаль и тоску и может подтолкнуть их к совершению какого-либо греха. В этом отношении мужчины отличаются от женщин, и поэтому, запрещая причитать над покойником, бить себя по лицу и рвать на себе одежду, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к женщинам.[76]
Кроме того, отправляясь на кладбище, женщина выходит из своего дома и невольно вступает в общение с посторонними мужчинами и, может быть, даже принаряжается для этого.
Что же касается мужчин, то посещение кладбищ в отношении их желательно, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…но теперь посещайте кладбища, ибо это будет напоминать вам о смерти».[77]
» Дописано позже
1. Слова посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует по поводу тех, кто строит храмы для поклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается из добрых побуждений.
2. Запрещение создавать скульптуры и изображения и серьёзное предупреждение тем, кто занимается созданием подобных предметов.
3. Полезный урок в наставлении Пророка Да благословит его Аллах и приветствует по этому поводу, который сначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смерти сказал то, что изложено ниже, и даже будучи при смерти не довольствовался тем, что сделал ранее.
4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда её еще не было.
5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.
6. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует проклял их за это.
7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.
8. Причина захоронения Пророка Да благословит его Аллах и приветствует в закрытом месте.
9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.
10. Он Да благословит его Аллах и приветствует упомянул превращающих могилы в храмы для поклонения наряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучи живым. Он указал на путь, ведущий к ширку, ещё до его появления, а также показал его конечный исход.
11. В своей проповеди за пять дней до смерти Пророк Да благословит его Аллах и приветствует опроверг взгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками. Некоторые учёные даже исключили их из 72 мусульманских общин. Речь идёт о джахмитах и рафидитах. Именно из-за рафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, на которых они первыми начали возводить мечети.
13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.
14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал:
Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нём его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха. ( Передали аль-Бухари 1/438 и 444, 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Насаи от Умм Саламы). Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений*.
Аль-Бухари и Муслим передали также следующий её рассказ:
«Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял её. И он сказал именно так: Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы! Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». (Передали аль-Бухари 1/444, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим (531) от Аиши и Ибн Аббаса).
Муслим передал хадис Джундаба ибн Абдуллы, который рассказывал:
«Я слышал, как Пророк сказал за пять дней до своей смерти: Я чист пред Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима**. Если же бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это». ( Муслим [532]).
Пророк Да благословит его Аллах и приветствует запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чём свидетельствует приведённый выше хадис.
К запрещённым действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был возведён. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал. была сделана мне земля мечетью и чистой ***. (Аль-Бухари 1/369, 370 и 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка Да благословит его Аллах и приветствует :
Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в мечети. Этот хадис привёл также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным).
*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убеждённым в его праведности, ближе для души, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать Намаз во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это — закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая Намаз у могил, намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».
Кладбище и могила
Согласно Сунне могила может иметь небольшой холмик[1]. Можно также поставить камень[2], на котором будут написаны фамилия, имя, отчество и годы жизни. Не более того. Превращать могилы в нечто особо выделяющееся, а тем более в мавзолеи — канонически запрещено[3]. С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.
Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?
Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.
Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. Св. Коран, 2:286).
Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.
У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем — положитесь на Бога.
Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное — предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.
Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.
2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней[4]. То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.
Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены[5]. При желании он может отказаться от него.
3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.
Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.
Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае — если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.
Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?
Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.
Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?
Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.
Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.
Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?
Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.
Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?
Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.
Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас)[6].
Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?
Чего-то специального нет. Приход на кладбище — назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах[7]. Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.
Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?
Разницы нет, как хотите. Главное — не садиться на саму могилу[8].
Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».
Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.
В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.
Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.
Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.
Не стоит всего этого делать.
Канонических требований по оформлению могил нет. Главное — скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.
Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.
Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.
С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.
Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.
Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости.
Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.
Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см — это чье-то личное умозаключение.
Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?
Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время — неважно.
Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.
По мнению всех мусульманских богословов это возможно лишь в вынужденных ситуациях, когда из-за трагических событий, военных действий или эпидемий гибнет одновременно много человек[9]. По этому поводу есть достоверный хадис, в котором приведены слова Пророка о возможности хоронить двоих, а также троих в одной могиле[10]. Если подобное происходит, то между телами делается некая земляная преграда[11].
1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?
2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?
1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут[12]»[13].
2. Глупость, кем-то выдуманная.
Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?
Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 90, хадис № 1465.
[2] Там же. С. 91, 92, хадис № 1469 и пояснение к нему.
[3] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 92, хадис № 1470; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 273, 274.
[5] Если у жены есть ребенок (от этого мужа или другого), тогда настоящему ее мужу причитается ¼ часть ее наследства. Если же детей нет, тогда — ½ часть. И это после выплаты ее долгов. См.: Св. Коран, 4:12.
[6] См., например: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 274; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 122, 123; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 364, хадис № 3237, «сахих».
[7] См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.
[8] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.
[9] Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.
Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.
[10] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.
[11] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.
[12] То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).
[13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.
[14] См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.