какие цветы распускаются в парке чаир

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

«В ПАРКЕ ЧАИР». ИСТОРИЯ РОМАНСА.

131267336 4651320

Музыка К.Листова

Слова П.Арского

В парке Чаир
распускаются розы,
В парке Чаир
расцветает миндаль.
Снятся твои
золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль.

«Милый, с тобой
мы увидимся снова. »
Я замечтался
над любимым письмом.
Пляшут метели
в полярных просторах,
Северный ветер
поет за окном.

В парке Чаир
голубеют фиалки,
Света милее черешен цветы.
Снится мне пламень
весенний и жаркий,
Снится мне солнце,
и море, и ты.

Помню разлуку
так неясно и зыбко.
В ночь голубую
вдаль ушли корабли.
Вряд ли забуду
твою я улыбку,
Разве забуду я песни твои?

В парке Чаир
распускаются розы,
В парке Чаир
сотни тысяч кустов.
Снятся твои
золотистые косы,
Снится мне свет твой,
весна и любовь

Аркадий Погодин-первый исполнитель

Чаир — это сад, в котором высаживали плодовые, декоративные и сельскохозяйственные культуры. Такие сады формировались десятилетиями.После создания чаира растения не требовали ухода, но отличались высокими урожаями и большим размером плодов. Отличным примером чаира считается парк с таким же названием, расположенный близ Мисхора.

История парка

131267340 6814003999 bbc3f968d4 b

Своим рождением парк «Чаир» обязан великому князю Николаю Николаевичу, который приобрел имение в Крыму на стыке 19 и 20 столетий и решил создать здесь дворцово-парковый комплекс.

131267339 85879924

В начале века на месте густого леса появился парк, сосредоточивший в себе множество видов растений и в скором времени прославившийся огромной коллекцией сортов роз.

131267338 94149212

Эти дворцовые сооружения, возведенные по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой.

131267344 chair 10

131267334 32e0b6f3572b39691a380bd4f53db7bb i18667
Здесь рождалась любовь, парк Чаир будил поэтическое воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов на создание поэм, художественных полотен, песен и романсов.

Поет Иосиф Кобзон

Одним из тех, кто посвятил парку Чаир свое произведение, был поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило его «шедевры». И только стихотворение «В парке Чаир» через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора К.Я. Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным романс.

131267343 arskijjpavelaleksandrovich 0

131267335 592904

Особенно ярко дарование К. Листова проявилось в лирической сфере. Его песни и романс наполнены высокой гражданственностью, как, например, романс «В парке Чаир».

Поет Евгений Дятлов

Прекрасное исполнение! Поет Лаки Кесоглу

Популярность романса оказалась фантастической. Этому способствовал его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец одессит Аркадий Погодин, чья артистическая карьера начиналась в Одессе в 20-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.

131267342 arkadij pogodin v parke chair raspuskautsja rozi 1938
В этом же театре Погодин познакомился с Листовым. Симпатизируя земляку, К. Листов предложил А. Погодину исполнить романс «В парке Чаир» в сопровождении эстрадного оркестра под управлением С. Халаджиева.

Сегодня романс «В парке Чаир» помнят люди старшего поколения.

Прошли годы. Но не забылись романс, имена его создателей и исполнителей. По-прежнему «В парке Чаир» вызывает ностальгические чувства в сердцах людей как гимн верности и любви.

Источник

Зеленый Путь

Время от времени туповато-восторженно-экологичная крымская пресса будоражит внимание легковерной публики сообщениями вроде «в Крыму планируют возрождать чаиры».
Чаирное дело 2015 года завершилось судом по иску бахчисарайских лесников: инициатора восстановления чаиров Дмитрия Соколова (создатель питомника ПЕРВОЦВЕТ в селе Предущельное) осудили как уголовника на огромный штраф и условный срок.
Неразрешимая проблема с возрождением чаиров заключается в том, что в Горном Крыму существовало тысячелетиями обыденное право, которое контролировалось стариками. Если старики в селе знали, что такая-то поляна в лесу принадлежит такой-то семье, то не надо было никаких документов. Если участок 3 года не использовался и зарастал бурьяном, то на 4-й год его могла взять любая новая семья. Естественно, с одобрения стариков. Начальные работы по чаиру очень трудоемкие. Надо сделать нечто вроде ловушки для паводковых грязе-каменных потоков. Перегородить балку полностью огромными валунами. Реальный урожай фруктов чаир мог дать где-то через 10 лет. Но как сенокос, пастбище для коз и огород для тыкв чуть раньше его могли использовать — на 2-3 год уже полноценно. А как сейчас можно получить в родовую семейную собственность лесную поляну?

ico6586Словари крымскотатарского языка переводят слово «чаир» как сенокос. Но более известна фраза из дореволюционного романса «В парке Чаир распускаются розы…» — речь идет о великокняжеском имении «Чаир» в Гаспре, устроенном действительно среди горного южнобережного леса на нескольких полянах. Когда-то для местного населения (крымских «греков» — православных тюрков, выселенных из Крыма в 1778 году) чаиры служили и местом сенокосов, и сбора орехов, а также кизила, яблок, груш, слив и много еще.
Происхождение слова «чаир» не ясно. Вероятно, это противопоставление тюркскому слову «аир» — ущелье, ведь чаир это нечто другое, чем естественные поляны в лесу. Естественные поляны среди леса называются словом «алан«. Алан это только сенокосы и пастбища. А вот чаир — очень сложная и разумная технология, память о традициях и жизненной философии самых древних обитателей Крыма — таврах.
ico15040Каждый раз, неожиданно натолкнувшись на это лесное чудо, испытываешь изумление. За очередным поворотом тропы взгляду вдруг открывается зеленая лужайка, огибаемая веселым ручьем, а на ней целое облако цветов, поднимающееся от травы по кустам терна к верхушкам яблони и груш. Вернитесь сюда осенью, и вы увидите всю необычность этих даров леса.

Ягоды кизила крупные, грушевидной формы, терн по размеру не уступает алыче, а фундук в два-три раза крупнее обычного. Абрикосы, сливы, яблоки, груши размером не намного уступают садовым, но отличаются особым лесным ароматом. Наверняка удивит вас и то, что плоды эти обычно без единой червоточины. Чтобы добиться этого на своем дачном участке, приходится ведь потратить немало ядохимикатов.
ico17383 В чаирах деревья растут без всякого ухода, не нуждаются ни в обрезке, ни в поливе, ни в рыхлении земли у корней, не страшны им вредители и болезни. Почему же это происходит?
Лесной сад формировался в течение нескольких лет, а то и десятилетий. Вначале в долине ручья при помощи плетеных запруд задерживался плодородный ил, взвешенный в ливневых потоках. Он покрывал валуны и гальку ровным плотным чехлом — так образовались ступени своеобразных террас с отличным природным дренажом. Русло ручья направлялось с более крутого борта долины, чтобы вода могла самотеком орошать эти террасы. Затем сюда пересаживались из окружающего леса молодые дикорастущие плодовые растения — “дички”, приметные своей силой.
Посадка деревьев и кустарников в чаире — это целый ритуал, священнодействие, тайну которого хранят сегодня немногие.

Это лишь один из секретов силы и долголетия чаиров, но и взаимное расположение растений, учет рельефа, строения и состава почвы, сторон горизонта — еще многие тонкости надо было знать, чтобы создать единый саморегулирующийся организм.
На “дичках” со временем прививались культурные сорта, но не “неженки”, а нетребовательные к уходу. Постепенно формировались растительные сообщества, как мы их теперь называем фитоценозы, обладающие связями саморегуляции, взаимоподдержки, устойчивости к вредителям и болезням. С окружающим горно-лесным ландшафтом эти небольшие сады были связаны тысячью незримых нитей, обеспечивающих ход природных процессов без помощи человека.
Система плодоводства, которая веками складывалась в долинах горных рек, была очень разнообразной и представляла собой постепенный переход от отдельных привитых деревьев в чаще леса, навещаемых лишь несколько раз в год, к требующим постоянной заботы орошаемым садам Предгорья.

В крымской топонимике сохранилось обозначение нескольких типов названий растительных сообществ. Причем, точный перевод этих слов не возможен: ни в русском языке, ни в каких западно-европейских культурах нет аналогов для обозначения регулируемых человеком биологических систем, традиции которых вырабатывались в условиях традиционной замкнутости жителей Горного Крыма тавров. Процесс тюркизации тавров, пополнения населения Горного Крыма разными ираноязычными и тюркоязычными племенами шел многие века. Во многих случаях тавры только принимали беженцев из Степи (как, это например, ясно видно из археологических материалов поселения Тау-Кыпчак), и бывшие кочевники принимали традиции местного населения и интегрировались в хозяйственную жизнь горцев. Тем более, что жизнь эта была спокойнее, сытнее и разнообразнее. Красота и достаток создавали очень своеобразную философию наслаждения природой, изучения природы и увеличения ее богатств с минимальным вмешательством и минимальным приложением физического труда.
Теперь собственно список топонимов и приблизительный (надеюсь, понятно, теперь почему) перевод:

«Все делается в этих садах само собою: текущий с гор ручей приносит столько воды, сколько нужно, сухих сучьев хватает на растопку, а травы на корм скоту… Сады, оставленные на произвол случаев, содержат в себе деревья, насаженные с давнего времени, ибо татары любуются лишь происходящею от них тенью, веселятся множеством плодов и ожидаемою от того прибылью» — таково было первое впечатление русского аристократа Петра Сумарокова, посетившего Крым в 1799 году.
Петр Сумароков татар называл «сии избалованные сыны природы«, но любой дачник скажет, что крымская природа садовода не балует.
Итак, «насаженные с давних времен» — это, очевидно, о старых деревьях, и я даже знаю о каких. Основу бахчи составляли синапы: кандиль, сары, судакский, саблы, кара, происходящие из турецкого города Синопа, но выведенные здесь в Крыму на основе лесных яблонь.
Деревья синапов, чрезвычайно мощные, с пирамидальной кроной, живут и плодоносят до 70 и даже до 100 лет. С одного дерева снимали тонну плодов, а рекорды достигали 2 тонн с дерева.

П. И. Сумароков, назначенный в Таврическую губернию судьей, оставил уже в несколько другом стиле описание дома на берегу р. Салгир в Симферополе, где он жил в 1808 году: “Расположенные же вдоль берега версты на четыре сады окружают его так, что оный кажется быть построен в лесу. Перед окнами моей гостиной сквозь открытую галерею чинаровые и каштановые деревья густотою своей затеняют свет, за ними выглядывают красивые тополи, персики, абрикосы, айва. При дорожках стелется желтеющий виноград; повсюду приятная тень и повсюду на обрамленных кистях висят различные плоды…” (это замечательное краеведческое сочинение называется «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду»).
Чинара (платан восточный), конский каштан и тополь непременно присутствовали в плодовых садах, где обязательно было много сортов и видов деревьев. Мощные раскидистые кроны платанов и высокие колонны тополей создавали благоприятный режим тепла и влаги — закрывали от ветра, давали тень, смягчали зной, испаряя с поверхности своих листьев огромное количество воды. Такая целесообразность поразительна. Начиная от почв и вод и кончая микроклиматом, прежние сады были настоящими рукотворными ландшафтами, где все природные процессы служили человеку. В чаирах саморегуляция и устойчивость достигла наивысшего уровня.
Еще два важных растительных вида для чаиров это кустарники самшит и скумпия. Неверно называть их декоративными. В традиционном садоводстве никаких затрат труда для «декорации» быть не может. Самшит благодаря своей крепкой ценной древесине издавна давал материалы для самых важных изделий — курительных трубок, инструментов, красивых предметов домашнего быта. Скумпия (сумах дубильный) важнейшее лекарственное, дубильное и красильное растение. В Крыму красками на основе скумпии окрашивали самые дорогие виды кожи — сафьян.

Еще одно интересное дерево — кукуля, оно ягодное. Но важность его в другом: мощнейшая корневая система и очень твердая древесина, не подверженная гниению. Название кукуля — детское, из-за ягод. Взрослое название — каркас, железное дерево.

Причины появления чаиров не следует искать в широком распространении естествознания — время отбирало самые жизнестойкие типы садов. И время это было суровым.
Корни крымского садоводства уходят в древность. При раскопках поселения тавров Уч-баш обнаружены косточки черешни, алычи, вишни. Остатки груш, яблок, грецких орехов и черешни обнаружены в поселениях и могильниках скифов.
Однако настоящие чаиры могли появиться, предположительно лишь в эпоху Великого переселения народов и раннего Средневековья, когда в долинах Альмы, Качи и Салгира возникает новый тип укрепленных поселений — убежища. Разбросанные по глухим долинам и балкам, они становятся безопаснее больших крепостей. Люди предпочитают жить небольшими группами. На обрывистых возвышениях они дополняют естественные укрепления каменными стенами, а внизу у воды располагают обычное селение. Возможно, что непрекращающиеся набеги кочевников вынудили земледельцев прятать сады в лесу. С другой стороны, многие сельские усадьбы прекращали свое существование, плодовые деревья оставались без ухода и поглощались лесом. Так рядом с пожарищами рождались чаиры.
С тех пор садоводческая культура не раз переходила от одного народа к другому, все более обогащаясь, но чаиры не исчезли — мир на крымской земле никогда в прошлом не был долгим. Среди нынешних лесных садов немало зеленых памятников селам, сожженным в последнюю войну фашистами.
Но только ли прошлое можно видеть в чаирах?
Одна из главных задач современных ландшафтоведения и экологии — поиск путей управления природными процессами и создание экологических систем с заданными свойствами.
Существует утверждение, что сельское хозяйство ХХІ века станет многокультурным, то есть на одном поле, одной плантации будут конструироваться растительные, а затем и биологические сообщества из многих видов, включая почвенные микроорганизмы, насекомых и крупных животных и конечно несколько ярусов растений.
Человек займется не столько поддержанием роста отдельных видов (для этого сейчас требуются минеральные удобрения, ускорители роста, ядохимикаты), сколько управлением их взаимоотношений, развитием экологической системы в нужном направлении. Ведь растения и животные способны к формированию безотходных замкнутых цепочек, обеспечивающих равновесие природы.
Сохранившиеся в Горном Крыму чаиры — это реально существующий прообраз будущего сельского хозяйства в районах вблизи заповедников и в национальных парках, в так называемых буферных зонах, где индустриальный ландшафт постепенно должен сменяться нетронутым природным и поэтому существуют ограничения на применение ядов и машинную обработку почвы.
Но нельзя забывать, что век плодовых деревьев недолог, чаиры сейчас доживают свое последнее десятилетие. В Крыму лишь несколько энтузиастов объезжают леса по весне со связкой черенков, прививая их на молодых дичках. Хотелось бы, чтобы у них появились последователи, особенно среди юннатов, студентов-биологов. В чаиры вложено немало труда и выдумки, и мы должны сохранить это чудо.
Богаты крымские леса и плодами, и ягодами, орехами и лекарственными травами, но требуют они и осторожности, особенно, если путешествуете вы с детьми.
Ну а главное — крымская природа очень богата и щедра, но требует знаний и уважительного отношения к местным традициям.

Музыка К. Листова
Слова П. Арского

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль.
Снятся твои золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль.

«Милый, с тобой мы увидимся скоро», —
Я замечтался над любимым письмом.
Пляшут метели в полярных просторах,
Северный ветер поет за окном.

В парке Чаир голубеют фиалки,
Снега белее черешен цветы.
Снится мне пламень весенний и жаркий,
Снится мне солнце, и море, и ты.

Помню разлуку так неясно и зыбко.
В ночь голубую вдаль ушли корабли.
Разве забуду твою я улыбку,
Разве забуду я песни твои?

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир сотни тысяч кустов.
Снятся твои золотистые косы,
Снится мне смех твой, весна и любовь.

Текст воспроизведен с записи на грампластинке, исполнение А. Погодина 1938 года.

Источник

Моряк и девушка: как великий композитор увековечил войну и любовь

Наталья Дремова

«В парке Чаир распускаются розы, в парке Чаир зацветает миндаль…» Когда Константин Листов увидел это стихотворение моряка Павла Арского, на него дохнуло Южнобережьем. Море, аромат цветов, нагретая солнцем хвоя кипарисов и сосен. Но вживую он увидел парк только через два года. Уже после того, как написал музыку к песне «В парке Чаир».

О том, что было до войны

В конце 1930-х песня «В парке Чаир» стала невероятно популярной. Очень крымская, по-южному неторопливая, приправленная светлыми воспоминаниями, она звучала по радио, на летних эстрадах, патефонах.

Это при том, что как раз 30-е годы для уже известного композитора Константина Листова были скорее временем военных песен: мажорных, бодрых, моментально запоминающихся. Уже были написаны «Махорочка», «Тачанка», «Красной армии сыны», «Песня о пограничниках» и другие.

Константин Яковлевич Листов родился 2 октября 1900 года в Одессе. Родители были цирковыми артистами. В 17 лет закончил музыкальное училище. Во время Гражданской войны добровольцем ушел в Красную Армию. Затем работал в Москве, писал музыку к драматическим спектаклям и песням, руководил агитационным музыкальным театром. В 1941-1945 гг. трудился музыкальным консультантом Политуправления ВМФ СССР. Автор более 600 песен, 11 оперетт, 2 опер, музыки к радиопостановкам и фильмам. Умер в 1983 г.

Во время Великой Отечественной песню не забыли. Вообще благодаря таланту Листова в то время родились песни, которые мы поем до сих пор. Например, знаменитая «В землянке». Но фронтовики, просившие исполнить по радио ту или иную песню, непременно упоминали «В парке Чаир». Она напоминала обо всем, что было до войны.

«А наутро корабли уходят в море»

…Позже, уже на подступах к Новороссийску, Константин Листов познакомился и подружился с командиром 4-го дивизиона сторожевых катеров капитаном Николаем Сипягиным. Капитану довелось штурмовать Керчь, он погиб при высадке десанта 1 ноября 1943 года. В память о нем, о моряках и морской пехоте, Листов написал музыку на стихи поэта Серея Алымова «Родной Севастополь». Есть вариант этой песни с музыкой композитора Макарова.

Но самый большой подарок городу Листов сделал в 1955 году. Внучка композитора, Елизавета Листова, вспоминала, что сначала родилась музыка. И дед сам сочинил к ней большую часть текста, попросив поэта Георгия Рублева «причесать» стихи.

Сам Листов вспоминал о рождении песни так: «Я видел перед собой картину вечернего Севастополя, освещенного лучами заходящего солнца. Наступает прохлада, с моря дует свежий ветерок. Матросы в белоснежных выутюженных форменках собираются на Приморском бульваре, где многих ждут любимые девушки. Шутки, смех, танцы — во всем чувствуется молодая радость жизни. А наутро корабли уходят в море».

«Севастопольский вальс» в исполнении Георгия Отса произвел фурор. Огромный тираж пластинки разошелся мгновенно. Затем родилась идея написать оперетту с таким же названием. В Севастополе встречаются двое, чьи судьбы разделила война. И они снова находят любовь.

«Севастопольский вальс» по сей день идет во многих театрах страны. И, конечно, в Севастополе. А 11 лет назад в городе возникла идея установить памятник «Севастопольскому вальсу». Был предложен проект скульптуры: кружащиеся в танце военный и девушка. Постаментом же должна была служить патефонная пластинка с нотами и текстом припева. Но тогда городские власти и жители города почему-то к согласию не пришли. А в августе этого года севастопольский архитектурно-градостроительный совет одобрил идею установки композиции «Севастопольский вальс». Сейчас обсуждается место.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Где находится парк «Чаир», о котором поется в песне? Что такое «чаир»?

Многим знакомы слова этого популярного знойного танго, написанного в начале прошлого века. Но не всем известно, что поэт Павел Арский имел в виду конкретный парк Чаир, на территории которого и располагается Парк-отель «Марат»…

Для многих будет неожиданным, но чаирные сады восходят к лесопаркам друидов. Это было явление, рожденное интуитивной биологической культурой коренного населения полуострова — крымских татар, греков, болгар, немцев и армян. Именно эти народности были известны как умелые садоводы, владельцы и носители древней местной сельскохозяйственной культуры.

Нынешние чаиры, которые можно наблюдать вдоль всего побережья Крыма, — это результат многовекового воздействия человека на растительность горных лесов. Говорят, что в чаирных садах плодовые деревья растут без всякого ухода, не нуждаются ни в обрезке, ни в поливе, ни в рыхлении земли вокруг стволов, им не страшны вредители и болезни. Чаир, как и всякая самостоятельная природа, самодостаточен.

А где находится этот парк «Чаир», о котором поется в песне?
Многим знакомы слова этого популярного знойного танго, написанного в начале прошлого века. Но не всем известно, что поэт Павел Арский имел в виду конкретный парк Чаир, на территории которого и располагается Парк-отель «Марат»…

Парк расположен на территории 23 га возле трех крымских курортных посёлков: Мисхор, Кореиз и Гаспра. В парке растет около 300 видов хвойных и вечнозелёных видов растений с разных континентов: магнолии, кипарисы, олеандры, гортензии. Старейшие деревья парка насчитывают возраст 300—500 лет и сохранились со времён росшего на этом месте леса. Своим происхождением парк обязан агротехнической культуре народов, живших в этих местах: они издавна на склонах местных гор выращивали сады, которые не требовали особого ухода.

Название Чаир означает в переводе с крымскотатарского «горный луг».

Одним из тех, кто посвятил парку свое произведение, был и поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило эти «шедевры». И только стихотворение «В парке Чаир» через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора Константина Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным, романс

«Милый, с тобою мы увидимся скоро!» —
Я размечтался над любимым письмом.
Пляшут метели в полярных просторах,
Северный ветер поет за окном.

В парке Чаир голубеют фиалки,
Снега белее черешен цветы.
Снится мне пламень весенний и жаркий,
Снятся мне солнце, и море, и ты.

Помню разлуку. Так неясно и зыбко
В ночь голубую вдаль ушли корабли.
Разве забуду твою я улыбку!
Разве забуду я песни твои!

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир сотни тысяч кустов.
Снятся твои золотистые косы,
Снятся мне свет твой, весна и любовь.

Источник